«Недвижимость Нового Калининграда.Ru» поговорила с организаторами проекта «Вал, водное кольцо Кёнигсберга», первый этап которого прошёл в городе на минувшей неделе. Сотрудники московского архитектурного бюро «Green Design Society» рассказали о том, что их заинтересовало в Калининграде, почему не следует торопиться с реконструкцией «Зелёного пояса Шнайдера» и чем Калининград похож на Дублин.
Соня Гимон, куратор проекта «Вал, Водное кольцо Кёнигсберга», сотрудник архитектурного бюро «Green Design Society».
Ник Батлер, архитектор, основатель бюро «Green Design Society».
«Этого уже достаточно, чтобы сформировать идеальный зелёный маршрут»
Соня Гимон: На самом деле эта история с двух сторон развивалась — есть Центр современного искусства и архитектуры в Стокгольме, они два года назад начали культурную программу «Балтийские измерения», которую проводили в Риге. Я вместе с ними работала и занималась исследованиями
С другой стороны, эта идея связана с нашим бюро в Москве, в котором мы работаем вместе с Ником, мы участвовали в двух конкурсах в Калининграде, второй из них был по территории Паркового ручья, и мы заняли там третье место. Но мы сконцентрировали там своё внимание в основном не на том участке, который был предложен, а на всей водной структуре города, стали подробно изучать и тогда обнаружили эту невероятную историю, что весь город огибается помимо фортификационного рва Парковым ручьем и что все вместе это образует кольцо вокруг Старого и Нового города.
Мы стали это изучать, приезжали сюда, ходили, обсуждали, что бы такого сделать, чтобы
Получается, что многие там не были, потому что все эти пространства выключены из городской жизни. И мы решили, что мы начнем именно с того, что попробуем создать некую культурную платформу для диалога. И сейчас это первый шаг. Мы открыли сайт, чтобы было место, куда можно зайти и опубликовать
Ник Батлер: Наши отношения с Калининградом начались чуть больше года назад, когда мы побывали здесь, чтобы принять участие в конкурсе «Сердце города». Но в предыдущей профессиональной жизни в другой компании мы здесь немного работали в начале двухтысячных над небольшими проектами. Сегодняшние наши взаимоотношения с Калининградом начались как раз с работы над
Наша работа над Парковым ручьем подразумевает включение потом этой территории в «Вал». Сам процесс конкурса — это было частью работы. Цель конкурса была, чтобы люди узнали об этой территории, как нам рассказывали организаторы конкурса, и то, что мы сейчас делаем, это же во многом связано, и всё это часть одного процесса — диалога между обществом и городом, и, опять же, это часть одной территории. И успешная архитектура должна существовать с пониманием внешнего контекста, а не только в
«Пока что чёткого плана у нас нет, мы абсолютно свободны»
Соня Гимон: У нас нет чёткой программы на следующие несколько лет, и одна из целей этого семинара была как раз придумать эту программу, придумать, что нужно делать в первую очередь. И конечно, у нас есть свои идеи, по поводу того, что можно было бы сделать некий фестиваль кольца, например, то есть некую неделю иди день, когда во всех этих местах будет
Как только к территории привлекается внимание, сразу появляется некая активность вокруг нее, и, естественно, нам бы хотелось, чтобы в будущем это привело к тому, чтобы появились и физические преобразования. Но мы знаем, что когда физические преобразования появляются на самом деле, до самой идеи и до понимания ценности, они часто ведут к разрушительным результатам. Мы этого очень не хотим и поэтому мы целенаправленно все делаем достаточно медленно и не торопим события. Мы не хотим, чтобы через год началась реконструкция вального кольца и всё полностью поменялось, мы хотим, чтобы это был постепенный процесс с осознанием, зачем это нужно, что из этого ценно для Калининграда, и что из этого жители и профессиональное сообщество уже считают своим и так далее.
Возможно, решение не в
«Мы следуем по воде»
Соня Гимон: Конечно, хотелось бы замкнуть это кольцо, но мы решили, что для начала нужно сконцентрировать внимание на северной части, она же самая простая для понимания. Даже когда мы ходили по Парковому ручью, это уже было довольно сложно — некоторые части находятся под землей, всё это слишком пересечено с городом, и нужно серьёзное усилие, чтобы осознать цельность маршрута. А часть на юге ещё более раздроблена, хотя часть в Южном парке довольно простая, потому что это единая территория единого парка. Конечно, в итоге нам бы хотелось задействовать все, но мы решили начать с
Мы сознательно сосредоточили своё внимание не на чисто вальном кольце. Нам кажется, это важно — не зацикливаться на истории и историчности этого объекта, а больше сконцентрироваться на современном его состоянии. Мы считаем, что всё вместе — это новое Водное кольцо Калининграда, поскольку в него попадает Площадь Победы и новый центр, это более актуальная территория. А те водные ресурсы, которые остались в Парке Победы, они уже не формируют кольцо. Мы взяли за основу не ландшафт, а воду, мы следуем по воде. Вальное кольцо — это же тоже очень условно, от валов уже мало что осталось.
В другом городе я начал бы с того же самого
Ник Батлер: Первая связь с «Сердцем города» — это работа в одном и том же городе. И
У нас есть опыт работы над
Мы каждый проект рассматриваем, как экологический проект, в том смысле, что все проекты должны следовать принципам устойчивого развития. Мы не видим экологию, как некую отдельную составляющую проекта, она должна быть внедрена в любую концепцию.
Соня Гимон: Конкурсное предложение по «Сердцу города» — это была совсем другая история, работа над огромной территорией. Это не то, чем мы занимаемся сейчас. Но сознательно у нас была идея озеленения эстакадного моста, и для нас это было очень важно — не с точки зрения сохранения Эстакадного моста, а с точки зрения того, что необязательно всё разрушать, а можно просто внести в экологическую систему города. И с этой точки зрения пошли наши анализы города.
Ник Батлер: Мы не участвовали в новом конкурсе. Мы не можем компетентно оценить результаты, потому что подробно не читали техническое задание и не знаем, на какие вопросы отвечали конкурсанты, но поверхностно нам кажется, что там были интересные идеи.
Соня Гимон: Получается, что мы разошлись двумя путями, потому что как раз занимались этим проектом и упустили развитие конкурса.
Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»