Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном

Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном Заходите, открыто: концепция развития береговой территории яхт-клуба в Прибрежном
В конце минувшей недели региональные яхтсмены, архитекторы и городские активисты вместе с экспертами датского агентства «UiWE» Кристианом Пагом и Изабеллой Слодка разрабатывали концепцию развития территории физкультурно-спортивного центра «Янтарный парус», который прошел в рамках лаборатории «Муниципальный ватерфронт: примеры планирования публичных пространств». «Акватория Нового Калининграда.Ru» изучала территорию существующего центра глазами потенциальных пользователей и разбиралась, что необходимо в первую очередь учреждению, чтобы стать точкой притяжения.

Судьба околоводных пространств региона обсуждалась уже неоднократно. В прошлом году прошел воркшоп по благоустройству берегов реки Преголя, затем на градостроительном совете в декабре была представлена первичная концепция проекта «Ватерфронт», а в мае ее обсудили местные эксперты.

Теперь дошла очередь и до чуть ли не единственного яхт-клуба области, на территории которого еще в 2012 году региональное правительство решило создать первый многофункциональный молодежный центр водного туризма, спорта и отдыха, в котором смогли бы заниматься около 2000 калининградцев. В четверг, 28 августа, рабочая группа, состоящая из представителей парусного спорта, родителей юных яхтсменов, архитекторов и активных горожан вместе с экспертами из датского агентства «UiWE» приехали на территорию яхт-клуба близ поселка Прибрежный. Их целью было разработать концепцию развития этой территории, а в дальнейшем представить визуальный проект, который бы удовлетворил не только существующие потребности непритязательного яхтенного сообщества, но и смог бы привлечь в ряды водного спорта и отдыха как можно больше людей.

Начался воркшоп с прогулки по территории яхт-клуба, в ходе которой директор ФСЦ «Янтарный парус» Дмитрий Зарицкий отметил, что функции учреждения гораздо шире детской школы. «Это спортивный центр, который объединит в себе детскую парусную школу, молодежные секции, обучающие курсы для взрослых, а также другие водные активности», — рассказал он присутствующим. По его словам, самая трудная задача, которую планирует решить руководство в первую очередь, — это модернизация территории и реконструкция зданий и сооружений, поскольку на сегодняшний день есть распоряжение администрации города о сносе нескольких существующих построек из-за их непригодности к эксплуатации. «На территории центра мы бы хотели видеть в первую очередь места для переодевания спортсменов, классы для теоретических занятий, столовую или кафе, места отдыха для детей в свободное от тренировок время», — поделился своим видением первичного обустройства центра Дмитрий Зарицкий.

Затем, согласно творческому заданию, участникам рабочей группы предстояло пройти по территории яхт-клуба, посмотрев на нее глазами потенциальных пользователей, которые впервые попали сюда. В результате, представив себя яхтсменами и их вторыми половинками, детьми, занимающимися парусным спортом, рыбаками, которых в любой сезон немало на прилегающих акваториях, а также владельцами яхт, участники воркшопа выделили положительные и отрицательные моменты, а также высказали свои предположения, чего в первую очередь не хватает этому месту, чтобы оно притягивало не только спортсменов, но и туристов. В числе положительных моментов гости особо отметили ту атмосферу, которая царит здесь, безопасную акваторию, большую береговую линию, где в дальнейшем можно разместить много сопутствующей инфраструктуры. Среди главных отрицательных моментов яхтсмены выделили не обозначенный фарватер для входа в гавань, а также постановку лодок носом к причалу, что является небезопасным для судов.

IMG_4099.jpg

Во время прогулки по территории Кристиан Паг обратил внимание на вход, где гостей встречает табличка «Предъяви пропуск», назвав его слишком закрытым и недружелюбным. Он подчеркнул, что очень важна доступность места, чтобы привлечь сюда не только уже занимающихся яхтсменов, но и людей, пока что далеких от этого увлечения. «Чаще всего большинство людей ассоциируют яхтенную марину с променадом и прогулками вдоль воды. Но когда мы попадаем на эту территорию, нас встречают закрытые ворота, никаких табличек с обозначением, что и где находится, а все дороги слишком запутаны, и многие из них ведут в никуда», — поделился своим первым впечатлением датский эксперт.

Он предложил сделать променад, который бы протянулся от самого входа на территорию и до мыса, который уходит в залив. Вместо закрытых ворот на входе, по его мнению, можно разместить кафетерий, где бы гостей встречал администратор. «Что касается безопасности — это важный вопрос, но роль забора в этом случае переоценена. Вход должен быть открыт для каждого. Я считаю, что безопасность для людей создают сами люди: чем больше народа, тем безопаснее. А защитить лодки можно отдельными закрытыми входами на понтоны», — отметил Паг.

Эксперты и участники воркшопа пришли к выводу, что все туристические объекты, такие, как кафетерии, сувенирные магазинчики, смотровые площадки, необходимо сконцентрировать в центральной части территории клуба, на холме, с которого открывается прекрасный вид на лагуну. Все в один голос говорили, что более дружественную атмосферу создали бы развивающиеся флаги и вымпелы, а план местности и указатели значительно бы облегчили навигацию по территории будущего центра. Также датские эксперты высоко оценили идею создания палаточного городка, а в перспективе — и небольшой гостиницы.

Внешний облик марины Кристиан Паг предложил сделать аутентичным, не строить сооружения из стекла и бетона, а остановиться на деревянных постройках. «Мне очень нравится старое дерево, оно показывает настоящую жизнь этой марины. Вероятно, сохранение деревянных конструкций придаст стилю яхт-клуба уникальность», — сказал эксперт. Он очень удивился, узнав, что проекты марин в Пионерском и в Светлогорске были столь грандиозными и включали в себя пятизвездочные отели и конференц-залы.

Кристиан Паг отметил, что воркшоп прошел очень продуктивно, так как во встрече помимо специалистов приняли участие практически все потенциальные группы пользователей. «Нам удалось выявить основные потребности целевой аудитории, мы ознакомились с территорией, которая уже развивается и имеет, по моему мнению, огромный потенциал. Я думаю, что нам совместными усилиями удастся создать здесь привлекательное публичное пространство у воды», — резюмировал датский эксперт.

На следующий день участники воркшопа продолжили работу над концепцией обустройства береговых зон. Посетив Гвардейск, они оценили ход реализации проекта 850-метрового променада,  а в Озёрске обсудили реновацию центра города и парка отдыха. Стоит отметить, что ранее на семинарах уже рассматривались проекты по интеграции этих городов с реками.

Теперь остается только ждать: в течение месяца датчане разработают варианты визуализации и стратегию развития этих территорий. А насколько европейский опыт окажется осуществимым в российских реалиях, покажет время.

Текст, фото — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Cобытия