Удовлетворенный Мутко, торговля по Остапу Фрейду и парковочный вопрос

Важные события среды: Министр спорта РФ во время визита в Калининград остался удовлетворенным концепцией подготовки Калининградской области к играм Чемпионата мира по футболу 2018 года, одобрил выбор Остров под строительство стадиона и предложил снести «Балтику»; даже российские министры признают, что ценообразование в России скорее смогут объяснить психологи, а не экономисты; а депутаты горсовета задались вопросом, почему пустуют парковки возле торговых центров.

b655c5c408f053c5e012aeafd6a94dde.jpg Удовлетворённый Мутко
Министр спорта РФ Виталий Мутко в среду приехал в Калининградскую область, чтобы осмотреть место будущего стадиона на Острове. Правда, провести осмотр фактически у него не получилось — он просто вышел из микроавтобуса, дошел несколько метров до строительной бытовки, где провел закрытое совещание, а затем сел в микроавтобус. Для такого «осмотра» площадки ему даже не понадобились резиновые сапоги. Позже, комментируя журналистам варианты размещения стадиона, он высказал мнение, что участок на Острове, скорее всего, окончательный. 

«Я думаю, что <место это> окончательное. Глубина проработки, во всяком случае, и перспективость этого места с точки зрения развития города, конечно, не вызывают сомнений, — сказал Мутко. — В целом, конечно, это место сегодня оптимально. Другие места обременены владельцами и прочим. Этот стадион потащит за собой развитие этой территории. Может быть, да, нам придётся потратить дополнительные ресурсы на приведение территории — инженерное укрепление и прочие вещи. Это даст динамику, место само очень красивое». 

По поводу того, что «место очень красивое», министр Мутко, наверное, все же преувеличил. Пока на этом месте сплошной камыш да индустриальные пейзажи на другой стороне Преголи. По поводу дополнительных ресурсов — был прав. Начальник проектного департамента компании-проектировщика стадиона «Мостовик» Андрей Устинов сообщил журналистам, что насыпать песок высотой в 2 метра на Острове все же понадобится. Правда, стоимость этих работ он предложил отделать от стоимости строительства стадиона. 

«Вы видите, в каком состоянии Остров, здесь растёт камыш, и подсыпка территории в любом случае понадобится. Она вызвана несколькими составляющими. Проводятся не только изыскания, связанные с топографией, геологией, исследуются нагонные процессы, волновые, преобладающий ветер, который морскую волну нагоняет. Все эти факторы складываются для определения той планировочной отметки, которая будет установлена. Сейчас мы можем сказать о планировочной отметке плюс-минус 2 м 10 см», — сказал Устинов. Он также отметил, что в настоящее время территория на месте будущего строительства стадиона отсыпана песком на 80 см. 

«Сейчас исследуется вся территория Острова, изыскания ведутся около 1,5 месяцев, не хочется говорить цифры, которые пока ничем не подтверждены», — ответил начальник департамента «Мостовика» на вопрос о том, подорожает ли строительство стадиона из-за необходимости подсыпать территорию. По его словам, следует разделять подготовку территории Острова, подготовку территории под стадион и строительство самого стадиона. «Что в Казани, что в Сочи, в Гданьске — все стадионы в цене „плюс-минус“ 10–15%, независимо от геологических условий. Поэтому говорить, что здесь из-за, так скажем, неординарных условий будет какая-то завышенная стоимость стадиона, я не стану», — добавил Устинов. 

Стоит напомнить: в 2012 году калининградский архитектор Олег Копылов заявлял, что стоимость строительства стадиона возрастает на 2 млрд рублей из-за геологических особенностей грунтов Острова, которые потребуют подсыпки и, предположительно, забивки свай. Однако в марте 2013 года генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов заверил, что стоимость объекта не будет превышать заявленной суммы в 10 млрд рублей в ценах 2013 года. Но если взять во внимание последнее заявление Андрея Устинова, расхождений и неправды вроде нет: действительно, деньги понадобятся, но их просто не будут включать в стоимость строительства, а пойдут они отдельной строкой. Кто заплатит за отсыпку Острова? Пока не совсем понятно. Но, как следует из слов Мутко, он не против. 

Фактически визит министра спорта РФ ничего нового не дал. О том, что Мутко одобрил площадку на Острове, губернатор Николай Цуканов рассказал больше недели назад. К тому же не стоит забывать, что «Мостовик» получил тендер стоимостью 850 млн рублей на проектировку стадиона именно на Острове. Не так уж много времени осталось до ЧМ, чтобы расторгать контракты, переносить место и т. п. В целом, как и ожидалось, Мутко оказался удовлетворенным концепцией подготовки Калининграда к Чемпионату, что тоже, в общем-то, вполне ожидаемо, особенно когда говорится «на публику».  

Но кое-что интересное министр спорта все же сказал. Он предложил снести стадион «Балтика», чтобы построить на его месте новый современный стадион. Главное, чтобы калининградские чиновники услышали в этом сигнале к действию не только первую часть предложения, но и вторую. 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
    
rynok_zahar.JPG Торговля по Остапу Фрейду
Иногда рассуждения маркетологов, экономистов, специалистов по PR и так далее о законных способах отъема денег у населения рядовому обывателю кажутся горячечным бредом. Особенно в части как бы «высшего пилотажа» типа формирования потребительской лояльности или ценности бренда. Обыватель идет в магазин, смотрит на ценники и мгновенно теряет и без того призрачную лояльность и очарованность громким именем. У обитателей Калининградской области этот процесс вообще проходит мгновенно, в течение первого же получаса пребывания в столь близкой и совсем не загадочной загранице. Трудно, невыносимо трудно калининградцу не заметить, что за рядовые товары он переплачивает как минимум 10%. А порой и 110%, и 210%.

Мало кто из обыкновенных жителей нашей области поверит в какое-то сверхъестественное качество местных товаров, невероятные расходы на зарплату оборзевшим работникам и прочие загадочные, но совершенно необходимые производственные траты, которые, естественно, отражаются на конечной цене совсем не лучшим образом. Ибо сравнивать и считать дети учатся еще в детском саду и в дальнейшем только совершенствуются в этих навыках. И посетив магазины в соседней Польше или Литве, посидев в их ресторанах, переночевав в их гостиницах, поверить, что в Калининграде, в том же климатическом поясе, все дорожает естественным образом, очень трудно. Потому что, к сожалению, даже если все эти траты действительно есть, поверить в то, что они необходимы, невозможно. Калининградская область не производит ничего, ни одного товара, который мог бы конкурировать с аналогами соседей. Более того, даже естественное, природой данное уникальное ископаемое гораздо лучше используется у соседей.

И такая ситуация характерна для всей страны — у нас сейчас нет почти ничего сложнее сырья, интересного за пределами нашей отчизны. Ну, не считая космоса.

И, между прочим, эти нехитрые и очевидные мысли стали материализоваться в словах российских чиновников очень высокого ранга. Например, министр экономического развития РФ Андрей Белоусов прямо заявил: стоимость товаров в России высока из-за того, что у нас такая торговая культура. И мы к ней привыкли. Мы привыкли переплачивать, а продавцы привыкли обдирать нас. Остается надеяться, что ВТО, помимо ужаса для наших «дворовых команд», принесет на наши просторы еще и здравый торговый смысл.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

park.jpg Парковочный вопрос
На тысячу жителей в Калининграде приходится 400 машин. При этом парковки в центральной части города у торговых комплексов используются меньше, чем наполовину. Об этом шла речь в среду на заседании круглого стола по транспортным проблемам в горсовете.

Любой житель Калининграда, садящийся за руль хотя бы периодически (не говоря уже о завзятых водителях), охотно объяснит депутатам горсовета, в чём причина столь неактивного использования парковочных мест у торговых центров.

Во-первых, большинство автолюбителей найдёт нескольким купюрам из своего бумажника гораздо более приятное применение, чем оплата территории, которую арендуют предприниматели — владельцы ТЦ. Расценки на парковочные места горячо одобрит мало кто из рядовых калининградцев. Во-вторых, смельчак, который в субботу вечером рискнёт заехать на парковку, расположенную, скажем, внутри ТРК «Европа», вынужден наматывать круги среди чужих автомобилей, выискивая себе хоть какое-нибудь местечко. Иногда складывается впечатление, что все 400 машин, которые приходятся на тысячу жителей, сосредоточены именно там, где ты решил оставить своего «железного коня». Не лучше обстоит дело и с внешними машиноместами под открытым небом. Зачастую они плотно оккупированы таксистами, которые, как известно, меньше всего на свете озабочены интересами прочих автолюбителей. Так что, покружив на месте, водитель вынужден ехать дальше — и оставлять свой транспорт в местах, для этого вовсе не приспособленных: например, во дворах близлежащих домов (на радость тамошних жильцов, естественно) или на тротуарах прилегающих улиц (к скорби пешеходов, вынужденных обходить транспорт по проезжей части).

Некоторые парковки и вовсе вызывают недоумение, переходящее в ужас, особенно у начинающих водителей. Так, подъём на внутреннюю парковку ТЦ «Акрополь» оказывается настолько крут, что на каждом повороте автолюбитель испытывает непередаваемые ощущения, сравнимые с удовольствием езды по горному серпантину.

По словам председателя комитета городского хозяйства Сергея Мельникова, сославшегося на подсчеты владельцев паркингов, ночью парковки торговых центров практически пустуют. И, может быть, это действительно кажется странным тому, кто привык ночью совершать шопинг и посещать кафе (работающие в среднем до 01:00 — 02:00). Тем не менее, ночью калининградцы почему-то привыкли спать, оставив свои машинки в гаражах или под окнами собственных квартир, а не на стоянках ТЦ. И большинство автовладельцев гораздо более заинтересовано в том, чтобы власти не задавались вопросами о пустующих парковках возле торговых центров, а постарались создать хотя бы минимальное количество машиномест в более интересующих водителей местах.

На днях мэрия заявила, что в Калининграде планируется организовать шесть новых муниципальных парковок, которые должны появиться на улицах Черняховского и Пролетарской, проспектах Мира, Советском, Победы, а также на площади Маршала Василевского.

Отмечается, что использоваться при этом будет «притротуарное» пространство. Пешеходы заранее ликуют. Что делать тем, кто живёт и работает на других улицах, — не уточняется. Видимо, оставлять автомобили на почему-то пустующих парковках у торговых центров, а потом ехать к месту назначения на Сельму или Дзержинку. На автобусе.

Анна НОВИЦКАЯ, выпускающий редактор

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.