Один у переправы и неукротимый градус

Важные события пятницы: город, наконец, признал, что расплачиваться за недостроенную вторую эстакаду через Преголю ему нечем, а подрядчики грозят закрыть движение по ней; не прошло и полгода, как чиновники и полиция обнаружили в Калининградской области в торговых залах магазинов два десятка «ресторанов» без кухонь, но с алкоголем.

1.jpegОдин у переправы
В пятницу в ходе оперативного совещания в мэрии Калининграда вскрылся очередной секрет Полишинеля. Вторая эстакада через реку Преголя, торжественно открытая для движения в самом конце 2011 года, может так же торжественно закрыться. Подрядчик проекта, ОАО «УКС МОСТ» требует погашения задолженности в размере 750 млн рублей, угрожая в случае невыплаты закрыть объект. По словам главы города Александра Ярошука, которые приводит портал «Руград.Eu», денег на ликвидацию долга нет ни в городском, ни в областном бюджете. Более того, как подчеркнул мэр, заниматься этим вопросом не хочет «никто».

В кулуарах мэрии о том, что за выполненную часть работ с подрядчиком не рассчитались в связи с нехваткой средств, говорили с начала нынешнего года. Говорили бы и раньше, однако год минувший был ознаменован кампанией по переизбранию Ярошука на второй срок, и подобная история явно не украсила бы её ход. Не часто вспоминали и о том, что официально никакой второй эстакады пока что не существует, а есть лишь стройплощадка. Второго слоя асфальта на трассе нет как нет, да и общественный транспорт по ней не ходит совершенно не случайно. Объект не введен в эксплуатацию и не передан на баланс города, следовательно строители могут делать с ним всё, что им заблагорассудится — в том числе и реализовать озвученную Ярошуком угрозу подрядчиков по закрытию движения.

Единственное откровенное признание из уст городских чиновников прозвучало уже после выборов, в ноябре 2012 года. Тогда глава комитета архитектуры и строительства мэрии Калининграда Артур Крупин на заседании комиссии Горсовета по градостроению признал, что завершить строительство второго эстакадного моста нужно было к декабрьским выборам в Госдуму. «Перед нами стояла задача любыми путями завершить работу к декабрьским выборам», — сообщил тогда Крупин, скорее случайно, чем намеренно. Да и с задачей этой город тогда, скажем честно, не справился. Сроки постоянно переносили, в итоге движение по мосту было открыто 23 декабря — через почти три недели после выборов депутатов Госдумы.

Как и чем рассчитываться с подрядчиком — это лишь одна половина финансовой проблемы вокруг второй эстакады. Вторая называется федеральным кредитом, и какими-то идеями по поводу её решения городские власти также похвастаться не в силах. В июле 2010, феврале и марте 2011 года федеральный бюджет выделил три транша по 1 млрд рублей каждый. 400 млн вернуть успели, потом кошелёк иссяк. В соответствии с условиями оплаты, за пользование кредитами городские власти должны были заплатить 1/2 ставки рефинансирования Центробанка за 1 млрд, полученный в 2010 году, 1/3 ставки рефинансирования — за 2 млрд, полученные в 2011 году. Как отметили в пресс-службе правительства, изначально бюджет Калининграда должен был выплатить области все заемные деньги в течение 3 лет с момента их получения. Однако после поручения губернатора было принято решение реструктуризировать кредит, продлив срок его погашения до 5 лет, таким образом возвращать деньги нужно будет в 2014-2015 годах.

Чиновники Калининграда, правда, ожидали несколько иной помощи в решении этого вопроса, а именно — списания долга в принципе. Сам Александр Ярошук спустя несколько дней после переизбрания заявлял в интервью «Новому Калининграду», что долг должен быть списан. «Будем обращаться в правительство области, будем обращаться в федеральное правительство, чтобы нам списали этот долг. Либо перевели деньги из дорожного фонда, либо погасили. Других выходов нет», — говорил тогда Ярошук. И обещал «вести переговоры с генподрядчиками, чтобы оплатить завершающий этап работ». Судя по тому, как повернулась ситуация и чем она грозит городу, переговоры эти удачными назвать нельзя.

Тогда, в 2011 году мостом в политических целях пользовались все, кому не лень. Как-то раз приехавший в Калининград секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов даже широким жестом записал стройку в печально известный партийный проект «Новые дороги городов России», к которому она никакого отношения никогда не имела. Любопытно, что в лелеемой губернатором госпрограмме развития области денег на урегулирование ситуации с ключевым нынче объектом транспортной инфраструктуры областной столицы как-то не предусмотрено. В 2013 году, кажется, Александру Ярошуку придётся отдуваться за плоды, которые пожали его «друзья» по партии, в одиночку.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

alco.jpgНеукротимый градус
С Нового года прошло всего пять месяцев, а чиновники и полиция уже обнаружила два десятка нелегальных кафе, созданных прямо в магазинах только для торговли вином и прочим после десяти вечера. «В 15-ти случаях органы внутренних дел привлекли владельцев и руководителей таких торговых точек к административной ответственности, — сообщил сегодня на оперативном совещании в облправительстве глава регионального минпромторга Дмитрий Чемакин. — В восьми случаях были выданы предписания или приостановлены лицензии на право торговли алкоголем». 

Министр пояснил, что эти заведения открывались с минимальными затратами на подготовку — в торговых залах магазинов просто выделялся уголок под «кафе», в котором даже столиков нет, зато есть алкоголь в любое время суток. Ведь, как известно, с 1 января 2013 года в Калининградской области запрещено торговать «навынос» с 22:00 до 10:00 даже пивом, не говоря уж о более крепких напитках. 

Правда, руководители и владельцы новоявленных «ресторанов» на углу прилавков забывают одну важную мелочь. Конечно, открыть кафешку или закусочную сегодня проще некуда — достаточно послать в Роспотребнадзор заявление о начале работы, и все. Но этого недостаточно, если, кроме еды и соков, хочется еще и горячительное наливать. В этом случае юридическое лицо, которое только и может продавать что-то покрепче пива, должно иметь стандартную лицензию на торговлю алкоголем и пройти добровольную сертификацию как заведение общепита. Так вот, как пояснил Чемакин, в области сейчас, судя по документам, всего 360 полноценных бара, ресторана и кафе. 

Но наверняка каждый из нас знает хоть одну свежепоявившуюся закусочную прямо в торговом зале магазина или за его углом, где можно «остограммиться» в любое время суток. Вот возле зоопарка такая работает, и возле Центрального рынка, и не одна, и на кольце общественного транспорта на ул. У. Горького, и на Сельме они есть. Но, судя по количеству пойманных за руку, их как бы нет. Практически так же нет, как и подпольных игровых залов, которые продолжают находиться мало того, что в том же месте, что и в далеком 2006 году, когда закончилась их легальная жизнь, так еще и под теми же вывесками. И ничего, никто их не видит. 

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.