Замки из песка, гайд-выселки и не наша история

Важные события пятницы: министерство туризма называет готовыми к курортному сезону пляжи, где разваливаются променады, нет туалетов, но есть кучи мёртвых жуков; горвласти избавили центр Калининграда от митингов и пикетов; а пока одни борются за сохранение исторического облика города, другие отрицают ценность культурного наследия региона.

more_svetlogorsk.jpg Замки из песка
В пятницу областное правительство бодро отрапортовало: большинство пляжей области к приёму туристов в летний сезон готовы! За пару дней до конца мая инспекция во главе с министром туризма Мариной Агеевой побывала в Зеленоградске и Пионерском, а теперь посетила оставшиеся курорты — Светлогорск, Янтарный и Балтийск. Из всех пяти лишь один, Янтарный, вызвал критику со стороны министра, остальные же инспекция сочла вполне пригодными — пляжи оборудованы всем необходимым, включая спасателей и щитов, информирующих о том, что можно, а что нельзя, вода и песок исследованы на предмет безопасности, а в Пионерском даже организуют 10 велопарковок и прокат велосипедов.

Список претензий к пляжу Светлогорска, приведённый в официальном пресс-релизе, правда, удивляет — часть променада разрушена, в туалет можно сходить только в кафе (правда, бесплатно), душевые на пляже организовать в нужном объеме нельзя, так как организовать подачу воды по отвесным склонам проблематично. Но, тем не менее, пляж готов. Да и как он мог быть не готов, если над ним навис целый пятизвёздочный «Гранд-Палас», принадлежащий известно кому. Отельер отельеру, перефразируя известную поговорку, глаз не выклюет, а особенно отельер-министр отельеру-депутату. Правительственных специалистов по туризму не смутило даже то, что публикация о готовности пляжей на сайте «красного дома» проиллюстрирована изображением лежащих вкривь и вкось бетонных плит, по которым туристам предлагается спускаться с променада на останки пляжа под пятизвёздочной гостиницей.

Пляж в Янтарном, один из самых любимых калининградцами, по мнению минтуризма, оказался к началу купального сезона не готов — нет ни кабинок для переодевания, ни урн, ни информационных щитов, ни спасателей. Муниципалитет во главе с опальным губернатору Владимиром Сердюковым получил штрафы и предписания АТИ и Роспотребнадзора, а Марина Агеева пообещала вернуться вновь с повторной проверкой. «Потому что наша задача — обеспечить готовность пляжей к сезону», — гордо заявила Агеева. То, что сезон фактически начинается в эти выходные, её, вероятно, не смутило.

Чётко определённые критерии готовности пляжей к наплыву туристов — это, конечно, хорошо и правильно. Ведь за людей, которые приедут на море отдыхать, загорать и купаться, чиновники несут ответственность, и в ситуации, когда что-то будет формально не готово, а случится ЧП, могут быть наказаны. Однако иногда проверка на соответствие этим критериям превращается в расстановку галочек; судя по всему, на сей раз всё произошло ровно так же.

Корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» в последние пару недель объехали все морские пляжи области (как официальные, так и «дикие»), чтобы не для галочки, а по-настоящему, собственными глазами увидеть и собственными ногами пощупать, как золотые пески Балтики готовы к приёму туристов и жителей области. Скажем откровенно — готовы они хреново. Мусор на песке и ржавые, страшные волнорезы; отсутствие какой-либо инфраструктуры в виде душевых и, тем более, туалетов — всё это вряд ли способно порадовать приезжих, заставить их вернуться сюда вновь. В Пионерском есть два биотуалета на весь пляж; отдыхающие, естественно, не в состоянии терпеть время, требуемое для того, чтобы пройти вдоль всей территории госрезиденции «Янтарь». И дружно окропляют янтарными струями стены этой резиденции. В Светлогорске пляж завален дохлыми майскими жуками, ржавый фуникулёр, который уже не заработает, видимо, никогда, веселит обшарпанной надписью «Приходите к нам ещё, ещё и ещё...». В Зеленоградске, невзирая на открытие сезона, рабочие горе-подрядчика продолжают перекладывать плитку на променаде, на первый взгляд — не менее криво, чем раньше. Предложение ходить по нужде в заведения общепита вообще радует свежестью и новизной: «Простите, у вас тут пописать можно?»

Зимние каникулы, как известно, Марина Агеева проводила во Франции, причём отведённого для отдыха государством времени ей для наслаждения заграницей не хватило, и она взяла дополнительный отпуск за свой счёт (официального ей на тот момент не полагалось). Вряд ли места, где привыкла отдыхать министр туризма, оборудованы так же спартански, как калининградские пляжи в середине 2013 года. Холодное море, частично смытые штормами пески, безбожные цены на сомнительные услуги и продукты будущие туристы, которых Агеева меряет исключительно в миллионах, ещё могут стерпеть. Наплевательское отношение к мелочам может убить любую идею, особенно такую непростую, как привлечение туристических потоков. И от миллионов останутся лишь многочисленные нули.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

fona.jpg Гайд-выселки
Мэрия Калининграда определилась с местами, где будут проходить митинги. Глава города Александр Ярошук сообщил, что в список вошли четыре территории. Это площадки у памятника землякам-космонавтам на проспекте Мира и у памятника Ленина рядом с Домом искусств, площадь Василевского и центральная аллея Южного парка.

Список должна будет утвердить областная Дума, но в том, что она это сделает, сомневаться не стоит, настолько он удобен властям. В него не попали ни площадь Победы, ни Центральная площадь (та, что у Дома советов), ни территория у монумента «Мать-Россия». «Вы хотите проводить митинги ближе к центру, потому что там вас снимают камеры, — говорил оппозиционерам еще в 2011 году депутат облдумы от „Единой России“ Юрий Зайцев. — Проводить митинги в центре города — полный абсурд. Когда мамаши шарахаются, которые с детьми гуляют!» О том, что единороссы любят центральную часть Калининграда не меньше своих оппонентов, депутат тогда сообщить как-то постеснялся. Завуалированные под концерты акции, изобилующие флагами с узнаваемой символикой, конечно, митингами в прямом смысле этого слова не назовешь. Но присутствие партии власти в самых «вкусных» местах города по разным поводам отрицать бесполезно.

При этом на встрече с молодежью в КГТУ в январе 2012 года Ярошук заявлял, что городские власти не дают митинговать на площади Победы в Калининграде никому. После этого координатор «Комитета общественной самозащиты» Анна Марьясина обратилась в суд с иском, в котором потребовала признать позицию главы города незаконной. Однако суд ей отказал, отметив, что заявление Ярошука никаким нормативным актом оформлено не было — оппозиционеров на главную городскую площадь, как и следовало ожидать, не пустили.

И то правда — на отремонтированных территориях им делать нечего, так что случай с «Матерью-Россией» тоже объясним. Центральная площадь из этого облагороженного ряда явно выбивается, но у нас еще со времен «мандариновых» митингов известно, что это священное место для торговли местными овощами.

Интересно, что в список гайд-парков попала площадь Василевского. Помнится, в 2011 году, когда туда просились организаторы акции протеста против роста цен на бензин, в мэрии им долго отказывали: мол, массовое мероприятие там может привести к автомобильным пробкам. Теперь, значит, не может — или там разрешат проводить только пикеты. Так же, как и на площадках у памятников землякам-космонавтам и Ленина, которые настолько невелики, что соблюсти норму областного закона — не более двух митингующих на квадратный метр получится явно не всегда. Зато в Южном парке, который горожане, да и сам Ярошук, по привычке продолжают называть парком «40-летия ВЛКСМ», митингующим самое место. Ничего, что это практически выселки — надо благодарить мэрию, что не осуществила идею времен Бооса отправлять протестующих на аэродром Девау.

При всем при этом перейти запретную черту в нынешней ситуации решится далеко не каждый организатор и даже участник уличной акции. Регулирующий эту сферу федеральный закон, принятый в 2012 году, предусматривает крупные штрафы за несанкционированные акции — они начинаются для граждан с 300 тысяч рублей, для должностных лиц — с 600 тысяч. В общем, пока получается так, как предрекал в свое время депутат Константин Дорошок: закон «загоняет людей в сети, лес и на кухни». Что из всего этого может получиться в конечном итоге, не хочется даже думать.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

flag_kal_2.jpg Не наша история
Сегодня стало известно о том, что мэрия намеревается отремонтировать ротонду королевы Луизы в Центральном парке. Намеревается в перспективе, потому что пока даже мэр города Александр Ярошук, сделавший заявление о реставрации, не знает, когда начнутся работы, и сколько они будут стоить городскому бюджету. Пока лишь удалось договориться о переносе кафе, которое загораживает ротонду.

Восстановить скульптурную группу планируют уже давно. Еще в 2007 году скульптор из Санкт-Петербурга Вячеслав Мозговой, который занимался реставрацией Королевских ворот, предложил региональному минкульту воссоздать ротонду XIX века. Но вопрос о финансировании работ так и не был решен.

Через несколько лет сбор средств на реконструкцию объявил фонд местного сообщества «Калининград» совместно с инициативной группой по сохранению исторического наследия Кёнигсберга-Калининграда «Город К», председатель попечительского совета которой — глава Калининграда Александр Ярошук. Проект оценивался в 3,5 миллиона. Однако в январе 2013 года организаторы заявили, что удалось собрать около 70 тысяч рублей, большая часть из которых — пожертвования жителей Германии. Это объясняли тем, что калининградцы неохотно жертвуют деньги на «не нашу историю».

Выявляется резкое противоречие. В то время, как одни во всю ратуют за сохранение исторического облика города, реконструкцию скульптур и спасение брусчатки, другие отрицают ценность той культуры, что существовала здесь до 1945 года. Почему уничтожали многие памятники в то время, вполне объяснимо: для советских воинов это было символом врага, с которым они вели кровопролитные бои 4 года.

Но сейчас молодые и не очень люди продолжают заниматься вандализмом, уничтожая памятники культуры и исторические уголки нашего города. Многие пытаются объяснить эти поступки социальными проблемами, дурным влиянием фильмов со сценами насилия или просто юношеским задором. А ответ лежит на поверхности — для многих это по-прежнему чужая культура.

Но ведь многие дома, улицы, мосты, водопровод и прочие блага цивилизации также достались нам от живших здесь немцев. Их почему-то никто не считает ненужным осколком прошлого. Там живут семьи, ссорятся, мирятся, растят и воспитывают детей. Детей, которые считают, что это «не наша история».

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.