Глава агентства по туризму: "Люди едут на бренд"

Глава Агентства по туризму Елена Кропинова. Фото "Новый Калининград.Ru"
Все новости по теме: Туризм
Глава агентства по туризму Елена Кропинова в интервью корреспонденту "Нового Калининграда.Ru" рассказала, что сделано для туристов на Куршской косе, когда в Калининградской области может появиться музей викингов и велосипедные дорожки, сколько денег получают чиновники на развитие туризма и почему в регионе стали реже ездить на выставки. Также в своем интервью Елена Кропинова попыталась объяснить, кому из туристов легко добраться до Калининграда и почему поддержание естественного состояния - нехорошо для косы. 

- На минувшей неделе в ходе совещания в правительстве РФ было решено провести ревизию работ по созданию турзоны на Куршской косе. Какие перспективы, на ваш взгляд, у этого проекта? Какая работа уже проделана?

- Решение, которое было принято в ходе совещания в Москве, что туристско-реакционная зона на Куршской косе будет развиваться, очень знаковое для региона. Этой темой лично занимался губернатор, он досконально изучил все сложившиеся там проблемы. В ходе совещания были озвучены и предложения по пути их решению. Все это убедило Москву, туристическая зона сохранена. Это очень хороший результат. Перспективы у этого проекта – велики. 

- Но этот же проект связан с туризмом. Какие-то разработки у агентства по туризму относительно развития Куршской косы есть?

- Сейчас развитие туризма на Куршской косе реализуется в рамках деятельности национального парка. Нацпарк имеет функциональное зонирование территории. В пределах специально отведенных зон можно заниматься рекреационной деятельностью. Сейчас там работает экологическое направление - созданы специальные экологические маршруты, рекомендованные для посещения туристам.

- Так случилось, что накануне нашего с вами разговора мне самой пришлось принимать туристов и показывать Куршскую косу. Объективно говоря, это место не слишком гостеприимно сейчас - заставлено машинами, мест для цивилизованной парковки практически нет. На объектах, включенных в экологические маршруты, грубо нарушаются правила посещения - например, несмотря на запрет обнимать деревья и ходить за пределы дорожек, многие посетители именно этим и занимаются...

- Вы правы, да. Есть обращения граждан в адрес правительства с просьбой отрегулировать ту ситуацию, о которой вы говорите. Мы регулярно обращаем внимание руководство национального парка на эти проблемы. Но и сами жители Калининградской области, а также и гости нашего края должны понимать, что необходимо бережно относиться к этому уникальному и уязвимому творению природы. Все хотят попасть на эту территорию, всех манит нетронутая природа нацпарка. Мы должны думать о том, чтобы сделать косу доступной, соблюдая те нормы нагрузки, которые может выдержать этот объект. В этом и состоит цель создания туристско-рекреационной зоны.

- Давайте сразу определим роль агентства по туризму в этом проекте. Что входит в вашу зону ответственности, а что будет решатся на уровне муниципалитета, других ведомств правительства области и руководства страны?

- Эти вопросы необходимо решить в ближайшее время в рамках создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа - определить роль каждого из участников процесса. Роль своего ведомства я вижу в том, чтобы продумать какие направления туризма в рамках функционирования нацпарка мы могли бы предложить и выявить, какие объекты показа можно включить в существующие маршруты

- Хорошо. Тогда давайте говорить в настоящем времени. Где сейчас "зона ответственности" агентства по туризму? Есть вопросы, за которые отвечает именно ваше ведомство? 

- Конечно. Нацпарк "Куршская коса" - важный объект для привлечения туристов. Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почему мы говорим о том, что важно быть объектом ЮНЕСКО? Потому что люди едут на бренд. Когда человек выбирает, куда поехать на отдых, он склонен отправиться туда, где есть такие международные бренды. В нашем случае - это национальный парк, который имеет бренд объекта ЮНЕСКО. Любой турист, приезжающий в наш регион, отправляется туда. Наша работа - создавать условия для туризма.

- Так что вы делаете для туристов сейчас, до создания турзоны? Указатели, к примеру, поставить, объекты новые открыть - вашаkropinova2.jpg задача? 

- Конечно, если на территории национального объекта будет больше указателей, информационно-рекламных щитов, это сделает посещение косы более познавательным, организованным и доступным. В этом году мы изучаем возможность установки пилотных знаков туристской навигации. 

Если созданы условия для осмотра природных достопримечательностей, вред от посещения косы минимизируется. Поэтому подготовлен и направлен на рассмотрение в рамках программы приграничного сотрудничества Литва-Польша-РФ - проект "Перекрестки-2". Это продолжение проекта "Перекрестки-1". 

В рамках первого этапа была разработана проектно-сметная документация для создания Музея викингов под открытым небом. Такие музеи есть во всем регионе Балтийского моря - в Польше, Германии, Финляндии. Некоторые люди путешествуют именно по таким музеям. Если он будет и у нас, то туристы начнут включать Калининградскую область в свой маршрут.

"Перекрестки-2" предполагает непосредственно создание данного музея на основе подготовленной проектно-сметной документации. Если проект будет одобрен, у нас появится музей под открытым небом с элементами быта жителей этой территории эпохи викингов. 

- Вы говорите о том, что создание подобных объектов, а особенно в рамках турзоны, сделает посещение косы более организованным, а следовательно - щадящим по отношению к природе. При этом прежний проект создания турзоны остановился как раз на этапе согласования с Минприродой. Сейчас разногласия с этим ведомством улажены?

- Это один из вопросов, который решается в настоящее время. Понятно, что любая хозяйственная деятельность на территории нацпарка должна проводиться с учетом всех особенностей этого места. Условия реализации проекта на косе - это нахождение компромисса между всеми заинтересованными структурами.

- Но пока Минприроды зеленый свет не дает?

- Это вопрос не моей компетенции. Я думаю, что вам лучше связаться с нацпарком и понять их позицию.

- Агентство по туризму не интересовалось позицией нацпарка?

- Я бы так не ставила вопрос. Мы, конечно же, взаимодействуем с дирекцией национального парка, в сфере компетенции агентства по туризму. Это – совместное участие в разработке туристических маршрутов, продвижение национального парка, как объекта экологического туризма и другое. 

- Ранее, когда обсуждался проект создания турзоны, сообщалось, что инфраструктура будет создана за деньги государства, а рестораны, отели и другие объекты - за средства инвесторов...

- Нужно немножко скорректировать вопрос. Речь шла о том, что для инвесторов будут созданы условия и будет подготовлена площадка для того, чтобы им было выгодно вкладывать в строительство гостиниц, конгресс-холлов и так далее. Сейчас проектом создания турзоны предусмотрены те же условия. 

- А в чем конкретно будет заключаться процесс подготовки площадки?

- Подобрать земельный участок и определить чего не хватает инвестору на этой территории: дороги, линии электропередач, очистных или всего сразу. Понятно, что в зависимости от того, где именно расположена площадка, затраты на коммуникации будут варьироваться: кто-то из инвесторов сможет профинансировать все самостоятельно, а кому-то потребуется помощь. И цель создания туристическо-рекреационной зоны именно в том, чтобы дать возможность инвестору реализовать свой проект. 

KROPINOVA4.jpg- В области уже было много проектов, под которые хотели притянуть большие деньги - к примеру, игорная зона, но туда инвесторы не пошли. При этом прошлое правительство сломало много копий, убеждая общественность в необходимости этой зоны. К застройке Куршской косы тоже далеко не все относятся положительно. Не получится ли так, что правительство области, поставив под удар свой имидж, не сможет добиться вложения средств в эту территорию? К тому же, так и не прозвучал ответ на вопрос, насколько безопасным будет этот проект для самой Куршской косы. 

- Поэтому этот вопрос и не решался столько лет. Необходимо найти баланс между интересами природопользователей, это и национальный парк, поселения, инвесторы, которые могут прийти, рыболовецкие хозяйства. 

Задача правительства Калининградской области и РФ – в первую очередь, сохранить уникальный природный объект, и в тоже время создать условия для жизни и отдыха в предусмотренных для этого территориях. Без реализации этого проекта происходит то, о чем вы говорите - чрезмерный поток туристов, которым нечем заняться на косе. Поэтому они идут на дюны, на авандюны, разрушают природный комплекс, вытаптывают редкие растения.

Эти проблемы как раз и говорят о том, что поддержание комплекса в естественно-природном состоянии - это не всегда хорошо. Если мы говорим о том, что это национальный парк, то в его пределах есть зоны рекреационного использования. И они должны быть обустроены так, чтобы туристы могли пользоваться природой. Такие условия и будут созданы в результате реализации проекта.

- Еще немного о проектах, связанных с Куршской косой. Я помню вашу презентацию на конкурсе на должность главы Агентства по туризму. В ней вы говорили о необходимости создания велосипедных дорожек в области. В том числе, на Куршской косе. Как обстоит дело с реализацией этой затеи?

- Почти все национальные парки имеют велосипедные дорожки, потому что в этом и состоит прелесть посещения нацпарка - передвижение на экологически чистом, безмоторном виде транспорта. Строительство велосипедной дороги - проект среднесрочной перспективы. 

В рамках реализации одного из проектов программы "Соседство" была подготовлена проектно-сметная документация. К сожалению, тогда эта заявка не получила дальнейшего софинансирования. Сейчас совместно с парком нужно решить - будет ли проект вновь подаваться в программу приграничного сотрудничества или он войдет в федеральную целевую программу развития туризма в России. 

Но этот вопрос должен решаться комплексно с созданием турзоны. Мы не можем сначала построить дорогу, а потом сделать такие объекты показа, куда эта дорожка не ведет. И здесь у Агентства по туризму - координирующая роль. 

- Значит ли это, что если проект создание турзоны в очередной раз увязнет, вместе с ним встанет и строительство велодорожки?

- Я, как руководитель Агентства по туризму и как житель Калининградской области, уверена, что эти два события не должны быть увязаны между собой. Велодорожка предусмотрена во всех Национальных парках. И наш, уверена , не будет исключением. 

- А сколько стоит создание велодорожки?

- Есть разные оценки. Они колеблются в зависимости от протяженности дороги. Если дорожка проляжет вдоль основной трассы, то это будет порядка 0,5 млн евро. Если мы включим в проект то, что необходимо для нормального функционирования это дороги - зоны отдыха для велосипедистов, стоянки, ремонтные мастерские, на мой взгляд, было бы интересно сделать и выходы на море, в этом случае сумма может быть скорректирована. 

- А с литовской стороной создание этой дорожки будет как-то увязано?

- Цель как раз и состоит в том, чтобы Калининградская область перестала быть территорией без веломаршрутов. Мы хотим войти в единый веломаршрут, который называется "Евровело". Тогда туристы смогут проехать по всей территории нашего региона, не минуя его как это делается сейчас.

- Тогда необходимо будет построить дорожку не только на косе. kropinova5.jpg

- Да, это тоже перспектива и, наверное, это тоже нужно включать в среднесрочные планы. 

- А сейчас уже подготовлена концепция велодорожки через область? 

- Сейчас решается где и как она должна пройти, где ее замкнуть и куда ее вывести. Мы рассматриваем этот вопрос с министерством инфраструктуры. Велодорожка - часть развития туризма в прибрежной зоне. Но пока еще преждевременно говорить о каких-либо решениях. Как только будет рассмотрен концепция развития прибрежной зоны, я смогу вам сказать сроки реализации проекта по велодорожке. 

- Еще один спорный вопрос регионального туризма, который вы озвучили ранее в СМИ - восстановление центральной части Калининграда. Какое отношение к этому имеет Агентство по туризма и на какой стадии сейчас находится эта идея? 

- Этот вопрос корректнее адресовать главе Агентства по архитектуре или администрации Калининграда. Что касается сферы туризма, то я могу сказать следущеее. Каждый гость региона посещает Калининград, и конечно же центр города. И то, что видят туристы формирует имидж нашего региона. То, каким должен быть центр Калининграда, должна решать общественность. И дело горожан решить, что они хотят там видеть: историко-культурного наследия или зеленую зону, или и то и другое. В любом случае решать самим жителям. 

- Но вы говорили о неком конкурсе, итоги которого должны быть подведены осенью?

- Я говорила о том, что городу необходимо решить вопрос с центром, а какова будет форма принятия решения - определит горадминистрация. Но любые работы по развитию территорий, вы знаете, связаны с согласованием с общественностью. 

- Если городские власти вернутся к активному обсуждению судьбы центра города, примутся за его восстановление или выберут другую концепцию, какова будет в этом роль Агентства по туризму?

- Мы надеемся, что руководство города пригласит нас поучаствовать в этих процессах. Мы можем дать рекомендации о том, какие зоны города привлекательны для туриста и какие формы туризма можно реализовать в Калининграде. 

- Ранее вы говорили о том, что необходимо сместить векторы региональной программы развития туризма в сторону муниципалитетов. Каким именно образом предполагается смещать эти векторы?

- Муниципалитеты играют значительную роль в сфере притяжение туристов на свои территории. Они должны оказывать содействие в том, чтобы выявленные на их территории объекты историко-культурного наследия были доступны для туристов. В этом направлении мы как раз с ними работаем.

Задумка такова: объединить в единые туристические маршруты те объекты, которые находятся в пределах нескольких муниципальных образований и имеют общерегиональную значимость. С этой целью мы в ближайшее время проведем конкурса на проекты поддержки микроинфраструктуры туристической. Это могут быть парковки, информационные щиты, биотуалеты. Мы, в свою очередь, будет рекомендовать муниципалитетам обеспечить транспортную и инфраструктурную доступность объектов привлечения туристов. 

kropinova3.jpg- А какая сумма грантов? 

- До 500 тыс. Общий объем финансирования данного мероприятии программы - 4 млн рублей на 2011 год. 

- Этой работой занимались и в прошлом правительстве, а вы говорили о неком смещении векторов, следовательно - изменении политики.

- Нет, это новое мероприятие. До этого не было софинансирования со стороны правительства в сфере инфраструктуры. Также не было поддержки в плане развития событийного туризма. Это два новых мероприятия.

- А что вы делаете по поддержке событийного туризма?

- Мы объявили конкурс на события, которые могут привлечь дополнительный поток туристов. Он сейчас уже заканчивается. 

- Какие заявки уже поданы?

- Сейчас работает конкурсная комиссия, через неделю вы все сможете узнать. Сумма грантов - до 200 тыс рублей. 

- Многие объекты, которые могли бы быть объектом туристической привлекательности, где можно было бы проводить и где проводились различные мероприятия, были переданы РПЦ. Вы ведете взаимодействие с епархией на предмет восстановления этих памятников?

-Калининградская епархия сегодня несет ответственность за сохранность этих объектов. Контроль и надзор за исполнением осуществляет служба государственной охраны объектов культурного наследия. Мы рассматриваем эти объекты как центры притяжения туристов и включаем их в туристические маршруты. Отдельный интерес представляют фортификационные сооружения. Идея губернатора о преобразовании их в отдельные направления туризма, сегодня активно прорабатывается агентством. 

- Вы провели в должности главы агентства по туризму символические 100 дней. Какие результаты?

- Очень интересный, конечно, вопрос. За это время было сформировано агентство. Мы провели конкурс - набрали компетентных специалистов в разных отраслях: в области экологии, сервиса и туризма, истории, культуры. Вместе со мной в штате работает 9 человек. Многие из них пришли совсем недавно. 

Сейчас мы работаем над развитием туризма в приморской рекреационной зоне. Мы готовимся в ближайшее время совместно с агентством по градостроению представить результаты этой работы. 

Мы подготовили заявку на включение области в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ. И уже получили результат - область войдет в эту программу. Осталось определиться с объемами финансирования. Первый этап программы - 2013 год. В настоящее время правительство готовит наполнение для этой программы. Для включения объектов в эту программу необходимо предоставить проектно-сметную документацию и пройти все процедуры согласования. 

- Какие объекты вы хотите включить в эту программу? 

- Это будет вынесено на согласование в правительство области при рассмотрении программы по развитию туризма в приморской зоне. 

- Каков бюджет агентства на этот год?

- На областную целевую программу по развитию туризма в 2011 году выделено 17 млн рублей. Мы живем по средствам и стараемся направлять их на мероприятия, которые имеют наибольшую отдачу. 

- Таким финансирование развития туризма в регионе было всегда? Или эта сумма была уменьшена в 2011 году?

- Таким объем финансирования программы был всегда. В 2010 году и эти средства были использованы на 30%, потому что в программу вносились изменения. В связи с созданием агентства, мы приступили к реализации этих средств относительно недавно. И будем стараться реализовать ее по максимуму. 

Еще, говоря о результатах, должна отметить, что мы приняли участие в третьем туристическом форуме стран Балтийского моря в Сопоте. Я была модератором группы по историко-культурному наследию, и нам удалось включить нашу область в существующие прибалтийские маршруты. Для нас это важно, поскольку каждый раз, находясь на международных площадках, нам приходится объяснять - где же Калининградская область.

- Экс-руководитель отдела туризма Марина Друтман говорила о том, что в настоящее время практически свернуласьKROPINOVA6.jpg выставочная деятельность Калининградской области в сфере туризма. Почему это произошло?

- В этом году Калининградская область принимала участие в международных туристических выставках - в Берлинской и в двух московских. Однако, мы не ставим целью участвовать во всех выставках, которые только проходят у нас в России и за рубежом. 

Мы подходим избирательно, ориентируясь на те целевые группы, которые определены нами, как приоритетные. Мы должны ориентироваться на тот целевой сегмент, которым, все же, легко добраться до Калининградской области. 

- А кому легко добраться до Калининградской области?

- В настоящее время наша целевая группа, если говорить об иностранных туристах – это наши соседи литовцы, поляки, а также - немцы, скандинавы. Думаю, мы можем быть интересны и для туристов из восточного региона. Несмотря на нашу удаленность, основная доля въездного туризма приходится на другие регионы России. Таких регионов не так много, ведь путешественникам, приезжающим к нам на поездах и автомобилях, необходимы загранпаспорта, а авиасообщение - пока с ограниченным числом городов. Поэтому мы не говорим в ближайшее время о десятикратном увеличении туристов (смеется)

В этом году мы хотим прогнозируем 450 тыс туристов. В прошлом году у нас было 420 тыс посетителей. 

- Ну и последний вопрос. В рамках форума, где обсуждалась стратегия развития региона, было предложено сделать туризм основным направлением развития области. Высказывались самые разные идеи для привлечения иностранцев и россиян - от всероссийской "барахолки" до российской Прибалтики. Какая из идей кажется вам наиболее удачной и реалистичной?

- Каждая из идей, которые были озвучены, имеет право жить. Если есть энтузиасты, которые за ними стоят, агентство по туризму будет их поддерживать.

- Ну мы же понимаем, что многие идеи завязаны не только на энтузиазм, но и на изменения федерального законодательства - например, идея всероссийской "барахолки". 

- Вы знаете, эта идея поднималась уже несколько лет назад и она не была реализована. При этом тогда у нас работала "КД-авиа" и мы были максимально доступны. Если в тот период она не была реализована, то сейчас об этом говорить преждевременно. Нужно, чтобы наши товары были конкурентоспособные, дешевые. Необходимо, чтобы авиа-операторы и владельцы гостиниц согласились предоставлять скидки в тот период, когда в Калининграде будут проходить, скажем, неделя шоппинга или какое-то другое подобное мероприятие. 

- Но помимо этой идеи, были предложения и по развитию Калининграда как янтарной столицы, продвигать "бренд Канта" и многие другие. Есть хоть какое-то предложение, которое можно считать реалистичным?

- Все эти идеи вместе и есть бренд Калининградской области. Но если мы намерены брать отдельную идею и делать ее приоритетной, то нужно смотреть с кем именно мы будем конкурировать в этом сегменте. В чем будут преимущества Калининградской области перед другими аналогичными предложениями? Сейчас мы работаем над развитием региона как янтарного запада России.

- Я правильно поняла, что для реализации любой из идей, предложенных в ходе форума, нужна очень большая работа и регион находится в самом начале пути по всем направлениям?

- Нет, регион работает. Вот недавно прошли две регаты - одна в Балтийске, а другая в Пионерском. За каждой из них стоял огромный труд и тот факт, что они прошли, говорит о том, что эти мероприятия могут быть очень популярны. Где еще можно проводить такие регаты на Балтике в России? Санкт-Петербург? Там холоднее. Мы ближе к Европе, к нам могут прийти яхтсмены и из Европы. Другой вопрос - как часто будут проходить эти регаты. Сейчас в год проходит 16 регат различного уровня. Но, может быть, стоит проводить их каждую неделю?
 
Если говорим далее об активном туризме - недавно был поддержан сплав на плотах по реке Анграпа. Приняли участие 37 человек. Мало? Да! Но это лишь одно из событий. Провели выезды для туроператоров и журналистов из России. Презентовали им возможности пяти новых гостиниц и гостевых домов в Зеленоградском районе. 

- У нас с вами произошла потеря тезиса. Все же Агентство по туризму выбрало для себя приоритетное направление развития или пока вы поддерживаете все направления?

- Калининградская область располагает всеми ресурсами для продвижения туризма. У нас есть и коса, и озеро Выштыцнецкое, и уникальные болота для экологического туризма. У нас богатое историко-культурное наследие. Какое направление вы нам предлагаете выбрать? Роль агентства - продвигать региональный турпродукт, мы разрабатываем новые маршруты, создаем информационную поддержку существующим направлениям. 

Сейчас мы намерены закрепить Калининградскую области как целостный туристический центр федерального значения. Мы работаем также над тем, чтобы включить область в международные туристические маршруты. Задача агентства - не строить новые объекты, а создавать условия для их появления и продвижения. 

На самом деле, объективно говоря, 17 млн рублей (бюджет целевой программы развития туризма на 2011 год - прим. "Нового Калининграда.Ru") – это не так и много. Замахиваться на большие проекты с этими средствами мы не можем. Но мы стараемся вкладывать ресурсы так, чтобы они принесли максимальную пользу.

Мне кажется, что сейчас самый главный результат в том, что наконец-то мы знаем, чего хотим и куда нам стоит двигаться, чтобы наш регион стал туристической меккой. 

Текст, фото - Ирина САТТАРОВА.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.