«Мой зелёный крокодил»: как живёт русский кинотеатр в Берлине

На фото  Габриель и Дебора Фиора Хагени во время мастер-класса для детей в культпространстве «Катарсис».
На фото Габриель и Дебора Фиора Хагени во время мастер-класса для детей в культпространстве «Катарсис».

«Все крокодилы были как крокодилы, а этот какой-то странный», — с этих слов начинается один советский мультфильм. Берлинского «Крокодила» тоже нельзя назвать обыкновенным. Зал здесь один, вместо попсового кино часто показывают старые фильмы на русском, в конце сеанса стучат деревянными раскладными стульями, а в баре продают не попкорн, а шоколадки «Алёнка». «Афиша Нового Калининграда.Ru» пообщалась с Габриелем и Деборой Фиорой Хагени, владельцами берлинского кинотеатра «Крокодил», и узнала, чем живёт берлинский кинотеатр с необычным репертуаром.

«Крокодил» открыли двенадцать лет назад в особняке Пренцлауэрберга на улице Грайфенхагенер, 32 в Берлине. До войны в этом здании также крутили фильмы, во время — перестали, после, вплоть до возведения Берлинской стены, кинозал вновь открыли, затем, оказавшись на восточной части Берлина в 1961 году, закрыли на тридцать лет. В девяностые он проработал недолго. В городе стали показывать цифровое кино, старое оборудование вывезли и двери кинотеатра заперли, в этот раз, казалось, насовсем. Но в нулевые, когда в здесь не осталось даже стульев, Габриель Хагени в других недействующих кинозалах нашёл проекторы, необходимую мебель и открыл «Крокодил».

Когда увлеченный кино Габриель делился идеей создать русский кинотеатр, многие считали её нежизнеспособной. Сегодня это единственный русскоязычный кинотеатр в Берлине, на показы которого съезжаются из разных частей города. Начинался он с советских фильмов, их показывали с английскими или немецкими субтитрами. Сегодня в репертуаре — кино стран Восточной Европы. В программе современные и старые фильмы. В будний день проходит по два-три сеанса, в выходные — пять. Обычно, если фильм крутят целый месяц, то посмотреть его приходят от десяти до тридцати человек за сеанс.

Есть в «Крокодиле» и старые деревянные стулья, на стенах в зале висят черно-белые фотографии женщин-ткачих из Иваново. В фойе под потолком — крокодил. Его Габриэлю отдал бразильский художник, подарок пришелся как раз на то время, когда у кинотеатра не было названия, так оно и появилось. Перед началом сеанса, как в театре, раздаются три звонка. Говорят, что в баре висит табличка с надписью «Обед» и книга Фёдора Достоевского, продают плитки шоколада «Алёнка» и печенье «Юбилейное».

Душа «Крокодила» — комната киномеханика. В ней хранятся катушки с кинопленкой, стоят два проектора, чтобы показывать полнометражные фильмы, записанные на 35-миллиметровую плёнку, висят портреты советских генсеков. Один фильм, можно сказать, весит двадцать килограммов. Катушки с кинолентами Габриэлю передавали на хранение режиссеры, коллекционеры и хорошие знакомые. Несколько лет назад здесь появилось и современное цифровое оборудование — это вынужденная мера. Как и везде, в Берлине фильмов на плёнке в прокат выходит мало, кинозалы давно перешли на цифру, популярностью пользуются мультиплексы, которые показывают кассовое кино.

Кинопроекторы в «Крокодиле» остались для того, чтобы всё так же показывать фильмы и проводить мастер-классы по анимации. Чтобы получить десятисекундный мультик, нужно потратить несколько часов. Отрисовать подетально двадцать четыре кадра, которые промелькнут за секунду, не так-то просто. Если в мастер-классе участвуют с десяток человек, метры плёнки склеивают скотчем в одну, и получается короткий мультфильм. Смотрят его, как в настоящем кинотеатре, на большом экране, а звук начала показа имитируют стуком по сковородке.

«Крокодил» — это история взаимоотношения людей. На сайте кинотеатра перед немецким описанием показов и встреч заботливо написано «русская версия приведена ниже».В новогодние праздники здесь смотрели фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром», отмечали «Русский старый новый год». Обсуждали и премьеру фильма Звягинцева «Левиафан».  В кинотеатре после сеансов иногда спорят, знакомятся или под впечатлением уходят молча. Как же всё-таки важно сохранить культуру похода в кино.

Автор — Анастасия Светогор, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]