Ректор ВГИКа: После третьего тоста на обеде я предложил делать здесь кинофестиваль

Владимир Малышев
Владимир Малышев
25 июля на X кинофестивале «Балтийские дебюты» в рамках программы российских премьер состоится показ фильма Юсупа Разыкова «Стыд». Один из продюсеров этой картины Владимир Малышев — ректор ВГИКа и основатель фестиваля «Балтийские дебюты» — поделился своими «юбилейными» ощущениями, а также мыслями по поводу нового антипиратского закона, последнего «Кинотавра» и будущего российского кино через призму «Легенды № 17».

— Владимир Сергеевич, как ощущаете себя сегодня в роли основателя кинофестиваля, отмечающего свой первый юбилей?

— Честно говоря, не ожидал, что когда-нибудь будет десятый фестиваль. Все сложилось совершенно случайно. Я работал заместителем у тогдашнего министра культуры РФ Михаила Швыдкого. Впервые вместе с ним оказался в Калининграде. Министр говорит: у нас есть полдня свободных — поедем в великолепный город Светлогорск и пообедаем там на променаде. Мы неплохо пообедали с местным главой, настроение было замечательное, мне казалось, я попал в какой-то райский уголок — это место просто создано для того, чтобы проводить здесь кинофестиваль: природа, море, люди, архитектура. Большое достоинство — хорошие современные гостиницы, поскольку в России даже в областных центрах фестивали проводить сложно: не все соглашаются жить в гостиницах советского толка. После третьего тоста на обеде я предложил делать здесь кинофестиваль, а уже через две недели прислал местному мэру концепцию: показывать дебютные фильмы молодых режиссеров из стран Балтийского моря. И мы на волне энтузиазма начали проводить фестиваль. Сначала он был не совсем настоящим, без конкурса, но постепенно набрал обороты. В последние годы я, уже не будучи президентом фестиваля, приезжаю сюда в качестве гостя, а бразды правления передал своим молодым коллегам. Мы благодарны региональным властям за то, что поддерживали нас все эти годы. Нам очень важна также поддержка зрителей — и тех, кто здесь живет, и тех, кто приезжает отдыхать. Многие специально планируют свой отдых в Светлогорске именно на фестивальную неделю. Надеюсь, фестиваль будет жить и развиваться, хотелось бы пожелать ему удачи и во втором десятилетии.

— Режиссер фильма «Стыд» Юсуп Разыков приедет представлять фильм?

— Нет, он совсем недавно вернулся с кинофестиваля в Карловых Варах, где «Стыд» получил приз ФИПРЕССИ. Юсуп там работает над новым сценарием. Дальше пойдут фестивали: несколько зарубежных и «Окно в Европу» в Выборге, куда нас включили в конкурс «Выборгский счет». Так что — еще наездится. Режиссерам важнее ездить на фестивали, когда их работы участвуют в конкурсе. В Светлогорске «Стыд» представлен не в конкурсе, а в программе российских премьер.

— «Стыд» был одним из фаворитов «Кинотавра» в этом году — так же, как тремя годами раньше фильм Юсупа Разыкова «Гастарбайтер», тоже спродюсированный вами. Но ни та, ни другая лента ничего не получили. Чем вы не угодили «Кинотавру»?

05.jpg
— Я философски отношусь к призам и наградам, хотя признание приятно всем. Я не хотел посылать на «Кинотавр» «Гастарбайтера», но одновременно — не хотел лишать шансов режиссера. Во время фестиваля ко мне подходили серьезные критики, которые уж точно никому не льстят, и в один голос говорили, что, безусловно, это фильм, который обязательно должен получить если не главный, то хоть какой-то приз. Но в результате — ничего. У меня нормальные отношения со всеми, в том числе, с руководством «Кинотавра», но мне показалось, что у них есть какие-то свои мнения по поводу призеров. Что касается «Стыда» — я практически не сомневался: этот фильм настолько в формате «Кинотавра» (сложная тема, жестко снят), что уж точно отметят. И ко мне каждый день, опять же, ходили критики, а я им говорил, что мы уже это прошли с «Гастарбайтером». И все же был удивлен: ни одного упоминания! Обидно не за себя, а за режиссера, которому приз важнее, чем продюсеру. Юсуп Разыков наслушался похвал, в том числе, от своих педагогов — и вдруг такое. Мне это не совсем понятно. Наверное, нам не везло, потому что каждый год жюри разное, а человеческий фактор играет большую роль. Помню, когда мои сыновья были совсем молодыми продюсерами, в 2006 году их фильм «Червь» (режиссер Алексей Мурадов) — единственный от России — был отобран в основной конкурс Московского кинофестиваля. Председателем жюри тогда должен был быть Михаэль Ханеке, любитель кино суперсложного и непонятного, поэтому отборщики и взяли «Червя». В последний момент он отказался, председателем жюри стал режиссер-реалист Анджей Жулавски — и все… На мой взгляд, на «Кинотавре» ситуация подкручивается, действуют, помимо жюри, еще какие-то скрытые силы. Не для кого не секрет, что и на больших мировых кинофестивалях политические мотивы тоже играют свою роль при распределении призов. Обидно за режиссеров: не каждый раз все складывается и выпадает удача, но потом время уходит — наступают на пятки новые фильмы, надо думать о будущем, а не о том, что уже снято.

Мне было важно, чтобы «Стыд» получил какие-то призы, потому что в нынешней обстановке его судьба будет сложной, поскольку тематически эта картина сделана на грани фола. Я впервые прочитал сценарий года три назад. Там финал был более лакированный, но режиссер пошел своим путем — и я его не тормозил, хотя ситуация в стране изменилась: сейчас есть определенные, я бы сказал, требования: не то чтобы приукрашивать, но — показывать в кино лучшие моменты нашей жизни и не делать акцент на проблемах. Сегодня это очевидно приветствуется.

— То есть — всем снимать «Легенду № 17»?

— Мне этот фильм понравился — получилась очень современная, классная картина. Когда после премьеры в Москве мы в приподнятом настроении вышли из зрительного зала, я в полушутку сказал своим друзьям: этот успех нам всем еще аукнется — как бы от нас всех не стали требовать «Легенду № 17». А требовать легко: ну вот видите, вы же можете — и идеологию соблюсти, и страну в хорошем свете показать, и историю интересную рассказать, и снять красиво. И, между прочим, этот фильм уже стал неким мерилом, несколько раз его приводили в пример — после того, как его посмотрел сам президент и, как человек и спортсмен, безусловно, оценил по достоинству. Положительная оценка президента была растиражирована — и, может быть, кому-то захотелось проводить в кино именно такую политику. Хотя и ошибочную: несомненно, такие фильмы надо продвигать, но, если все фильмы будут «Легендой № 17», российскому кино придет конец. Кино обязательно должно быть тематически разнообразным, удачным и неудачным. Неплохо, если из 80-ти новых картин десять были бы «Легендой № 17» — но, вместе с тем, нужны и маленькие, частные человеческие истории.

— Как вы относитесь к новому антипиратскому закону, который призван бороться с несанкционированным распространением кинопродукции в Интернете?

— Я, к сожалению, не могу до конца понять, как он будет действовать. Закон нормальный. Допустим, фильм скачали семь миллионов пользователей, умножьте хотя бы половину на стоимость билета — это потери продюсеров, в том числе.

— Но, например, тот же «Стыд» вряд ли будет в прокате в провинции — и я бы скачала его с удовольствием, честно скажу…

— Да, есть мнение, что, мол, хоть так смотрят российское кино. Но все равно должен быть какой-то закон. Если бы интернет-ресурсы распространяли российское кино бесплатно, как популяризаторы, никто бы слова не сказал, но ведь они имеют с этого деньги. Почему бы не сделать честное партнерство? Пусть даже это будут копейки, но давайте договоримся о правилах игры, заключим контракты с правообладателями, которые, кстати, прекрасно понимают, что много в интернете не заработают — им, как правило, некогда мониторить ситуацию, судиться и т. д. Правообладателю важно, сколько зрителей посмотрели его фильм, в том числе, в интернете: когда он подает заявку на новый фильм, в тендере обращают большое внимание на предыдущую фильмографию и количество зрителей, которые посмотрели каждый фильм. На совещании у президента кто-то привел цифры: оказывается, легально в интернете распространяется только 1% кинопродукции, остальные 99% — нелегально, при этом на Россию и Украину приходятся 55% мирового кинопиратства. Мы видели, как это возмутило президента, он спросил: почему? Ему ответили: мы беспомощны. Такой ответ, мне кажется, задел его не только как руководителя страны, но и как человека. Поэтому и пошли серьезные поручения. Сейчас главный вопрос — как будет обеспечено исполнение закона.

Текст — Евгения РОМАНОВА, фото — «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]