Мир, который будут создавать наши дети: что смотреть на фестивале «Край Света»

Кадр из фильма «Запечатлеть отца». Режиссёр: Рёта Накано. 2020
Кадр из фильма «Запечатлеть отца». Режиссёр: Рёта Накано. 2020

В Калининграде открывается кинофестиваль «Край света. Запад» — первое масштабное событие в регионе с тех пор, как в нашу жизнь пришла пандемия. Как и в прошлый раз, все показы с 30 апреля по 7 мая будут абсолютно бесплатными, надо только успеть забронировать места в драмтеатре. В программе — документальное и игровое кино о подростках и о жизни глазами подростков, но кураторы обещают, что фильмы будут интересны людям любого возраста, если они хотят понять, какой мир будут создавать наши дети. «Новый Калининград» поговорил с программным директором фестиваля Алексеем Медведевым и куратором Марией Терещенко о конкурсных фильмах «Края Света» и о внеконкурсных, но не менее любопытных работах.

«Зови меня Дрозд»
Режиссёр: Павел Мирзоев
Россия / игровой / 2020 / 12+

терещенко.jpeg
Мария Терещенко:

— Мне кажется, это удачный российский фильм о жизни старшеклассников. Надо сказать, в России не очень много удачного кино для детей и подростков. Часто возникает ощущение, что авторы детей видели давно, издалека и жизнь их представляют очень условно. Даже если эти фильмы имеют какую-то приличную сценарную основу, то она как-то очень далека от жизни современного ребёнка. Удачи в этом смысле можно перечислить по пальцам. «Зови меня дрозд» — это определённо удача. В этом фильме отражена довольно живая история современных подростков. Там есть захватывающая история молодого поэта, у которого проблемы в семье, перипетии в личной жизни, проблемы с творчеством, а это всегда актуальные, вечнозелёные проблемы. Творческие амбиции — как мне кажется, одна из важнейших тем для современных подростков. Эта тема — признак нашего времени, потому что современные молодые люди куда больше развёрнуты в сторону творчества. Для них очень важно реализовать себя профессионально или на уровне хобби. Мне показалось интересным и важным, что режиссёр Павел Мирзоев показывает не подростковую жизнь в подворотне, как это часто бывает. Я не говорю, что этого нет, но мне кажется, это не составляет, скажем так, сердце современной молодёжи. Есть ощущение, что всё-таки стремление к реализации является движком для сегодняшних детей. Иногда эти драйвы не очень понятны взрослым, какие-то из видов этой творческой реализации кажутся нам недостаточно культурными, тем не менее такой драйв очень важен.

«Пойманы в сети»
Режиссёр: Вит Клусак, Барбора Халупова
Чехия / документальный / 2020 / 18+

медведве.jpg
Алексей Медведев:

— Пожалуй, «Пойманы в сети» — это самый наш противоречивый и сложный фильм. Он рассказывает об опасности, которой подвергаются дети в социальных сетях со стороны тех, кого можно назвать педофилами или сетевыми педофилами. К сожалению, это явление, которое распространено повсеместно. Понятно, что у моих коллег были сомнения [насчёт показа фильма], но если для чего-то и нужен фестиваль, то для того, чтобы показывать такие фильмы, чтобы предостеречь людей. Сами авторы это прекрасно понимают. Сюжет — это, что называется, ловля на живца. Режиссёр выбирает совершеннолетних актрис (кастинг показан в фильме), которые выглядят моложе своего возраста. Им предстоит сыграть 13-летних девочек. Они создают аккаунты в соцсетях, и за неделю к ним обращаются несколько тысяч человек с недетскими намерениями. Вся эта история задокументирована. На фестивале будут показаны две версии фильма — детская и взрослая. Во взрослой версии всё рассказано как есть, в детской откровенные моменты, естественно, смикшированы: актрисы просто рассказывают о своём опыте и обращаются напрямую к детям с экрана, чтобы предостеречь их. Мне кажется, это суперважный фильм, и я страшно рад, что он у нас есть.

«Салон Роми»
Режиссёр: Миша Камп
Нидерланды, Германия / игровой / 2019 / 12+

терещенко.jpeg
— Наверное, один из самых очаровательных фильмов программы этого года — «Салон Роми». Это история про девочку, которая пытается украсить жизнь своей бабушки, больной альцгеймером. Она крадёт бабушку из больницы и везёт её на историческую родину в Данию. Сама дорога становится приключением. С одной стороны, «Салон Роми» — это серьёзная драма, затрагивающая семейные темы, связанные с утратой близких, болезнью, трудными взрослыми решениями. Почему бабушка не может больше жить с семьей? Почему её нужно поместить в учреждение для больных альцгеймером? Почему нельзя делать всё так, как хочется? С другой стороны, это фильм про осознание себя, своих корней и возможностей. Это приключенческое, отчасти комедийное, но очень серьёзное по своим идеям кино, ведь дети в 12-13 лет уже многое знают об этой жизни. Вместе с тем во всех наших фильмах есть сильный заряд. Они не депрессивные, они говорят на серьёзные темы, но предлагают какой-то выход. Это по-настоящему духоподъёмное кино.

«Волевой подбородок»
Режиссёр: Лиза Мэнделап
США / документальный / 2019 / 12+

медведве.jpg
— Это ужасно интересный фильм про современных детей, которые создают свои профили в Instagram*, TikTok, других социальных сетях и даже могут зарабатывать на этом серьёзные деньги. В случае «Волевого подбородка» главный герой — американский подросток из глубинки, который не обладает никакими талантами, не поёт, не танцует. Он просто ведёт какие-то стримы о своей жизни, и ведь это тоже интересный феномен нашего времени. Благодаря этим стримам кто-то выбивается в звёзды, а кому-то так и не удаётся добиться этого статуса. Герой фильма как раз из числа тех, для кого интернет становится несбыточной мечтой о славе. Это история человека, который понимает, что нельзя стать звездой, если ты ничего из себя не представляешь. Думаю, это очень классная история, во много смешная и во многом показательная.

«Я никогда не плачу»
Режиссёр: Петр Домалевский
Польша / игровой / 2020 / 12+

терещенко.jpeg
— Это очень яркий и драматичный фильм про девочку-подростка, которая вынуждена поехать в другую страну за телом отца, который уехал туда на заработки и погиб. При этом отца она толком и не знает, они жили в разных странах, но именно ей приходится ехать за ним. Она впервые отправляется за границу, ей нужно разбираться с кафкианской бюрократией, выяснять что-то про жизнь отца, принимать недетские решения, к которым она отчасти готова, отчасти нет. В конечном счёте «Я никогда не плачу» оказывается
пронзительным фильмом про корни, семью и любовь внутри неё. Там есть очень смешные сцены, хоть комедия и мрачная, но очень светлая в итоге, с трогательным финалом.

«Открывая заново»
Режиссёр: Фи Амбо
Дания / документальный / 2019 / 6+

медведве.jpg
— С фильмом «Открывая заново» меня познакомила член жюри нашего фестиваля — директор Датского института культуры в Санкт-Петербурге Хенриетте Борг Рейнхольдт. Он невероятно внушает веру в наше будущее, в наших детей. Это фильм о том, как на заброшенном пустыре, заросшей стройплощадке чуть ли не в центре Копенгагена, поселяются на месяц школьники в сопровождении взрослых кураторов. Там они пытаются сформировать справедливое общество. Сначала борются за территорию, ссорятся, потом договариваются о правилах и законах, демократических процедурах, выборах лидеров, правах, обязанностях. И это, конечно, очень полезное зрелище.

«С — счастье»
Режиссёр: Джон Шиди
Австралия / игровой / 2019 / 12+

терещенко.jpeg
— Наверное, самый светлый и радостный фильм фестиваля, хотя он рассказывает о проблемах разной степени сложности внутри семьи, с которыми разбирается главная героиня. Всё это во многом скрашивается тем, что она — невероятно радостная девочка-позитив. К тому же в фильме есть цветовая стилизация, близкая к сказке, в стиле фильмов Уэса Андерсона, хотя «С — счастье» — кино довольно реалистичное. Мне кажется, фильм может легко смотреться и девятилетками, там показаны понятные для этого возраста проблемы про взаимоотношения внутри коллектива и поиск себя.

«Тигрица Майя»
Режиссёр: Джамшид Моджаддади, Энсон Хартфорд
Иран, Великобритания / документальный / 2020 / 12+

медведве.jpg
— Казалось бы, это ещё один пример фильма, в котором нет никакой связи с подростковыми темами, но вместе с тем это фильм для всех возрастов. Главная героиня — тигрица из частного зоопарка, которая успела побывать кинозвездой, которую попытались выпустить на свободу и которой эта свобода не понравилась. С одной стороны, это интересная развлекательная история, которая ни в чем не уступает популярным сериалам или лучшим выпускам передачи «В мире животных». С другой стороны, «Тигрица Майя» — такое философское эссе о том, что такое свобода, что лучше — свобода или жизнь в клетке. Это простодушный фильм, показывающий удивительную по богатству, фактуре и красоте историю.

«Звёзды на вес»
Режиссёр: Мари-Софи Шомбон
Франция / игровой / 2019 / 12+

терещенко.jpeg
— Этот фильм мне очень нравится тем, что он не берёт сильную тему, рассказывает бытовая история, в которой нет ничего не особенного, но очень мощно её разыгрывает. Главная героиня — девочка с избыточным весом, которая мечтает полететь в космос, но это для неё невозможно. Вся история — это попытки главной героини достичь своей цели. «Звёзды на вес» — очень подростковое кино, речь в нём идёт про принятие себя и своей внешности, своих особенностей. Оно про неуютность нахождения в мире, ощущение, что ты не такой, неправильный, неподходящий. Не думаю, что будет спойлером, если я скажу, что девочка в итоге примиряется с собой, хотя в начале она чуть не умирает, пытаясь похудеть. Как мне кажется, это невероятно крутая сценарная, актёрская и режиссёрская работа. Это потрясающе трогательно разыграно, многие врезаются в память и остаются со зрителем, думаю, навсегда.

«Папа»
Режиссёр: Валерия Гай-Германика
Россия / документальный / 2020 / 12+

медведве.jpg
— Фильм Валерии Гай Германики про её отца. Валерия очень молодой вошла в кинематограф. Ей было 20 с небольшим лет, когда она попала на Каннский кинофестиваль с фильмом про подростков «Все умрут, а я останусь». После этого она сняла два высокопрофессиональных сериала на «Первом канале». Константин Эрнст справедливо ей покровительствовал, выдвигал её на первые роли. «Папа» — это фильм уже о взрослом человеке, выясняющим отношения со своим отцом, тем не менее мы можем показать его и юной аудитории. Неважно, есть ли в кино герои-дети или нет. Важно, что речь идёт о семье, о связи поколений, о тех спорах, которые нас разделяют, и связях, которые сохраняют семью. Формально это не фильм для подростков, но это замечательный фильм для человека, который вступает в жизнь и хочет понять её.

А что можно посмотреть вне конкурса?

медведве.jpg
— У нас есть две важных программы. В одной из них — «В точку» — мы покажем фильмы, которые могли бы стать нашими призёрами, если их сняли в этом году или в прошлом. В этой мини-ретроспективе будет фильм «14+» (16+) режиссёра Андрея Зайцева, который с тех пор уже успел стать победителем Московского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Ольга Озоллапиня — уже взошедшая звезда российского кино. В этой же программе будет отсылка к нашему сахалинскому кинофестивалю — японский фильм «Запечатлеть отца» (16+), который победил там несколько лет назад. Это не специфический детский контент, мы находили среди по-настоящему достойных работ те, что могут пригодиться всем возрастам.

Другая внеконкурсная программа называется «На краю», и вот она откровенно взрослая. Эти фильмы будут показываться на самых вечерних сеансах. Идея «На краю» заключается в том, чтобы рассказать о будущем, которое проявляется уже сегодня. Это и проблемы, связанные с технологиями — искусственный интеллект, создание киборгов, искусственных тел, общение в сети. Проблемы социальной сферы, образования. Например, как в фильме «Катя и Вася идут в школу» (18+) о том, как молодые люди вынуждены работать в школьной системе, которая не менялась с советских времён. В этой программе представлена широкая палитра острых фильмов, рассчитанных на взрослую думающую аудиторию. Конечно, мы надеемся на интересные дискуссии после фильмов. Люди устали от невозможности общаться друг с другом из-за пандемии. К тому же сегодня всё больше поляризуются взгляды и общаться становится, в общем-то, не о чем. Мы хотим ввести культуру не просто совместного просмотра кино, но и совместного обсуждения. Нам кажется, в позапрошлом году, когда мы проводили первый фестиваль, у нас это хорошо получилось. Люди массово оставались на обсуждения, и было видно, что им хочется задать вопросы и высказаться самим. Мы надеемся, это желание никуда не пропало.

Записала Алина Белянина. Фото предоставлено организаторами фестиваля «Край Света. Запад»


* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]