Артем Рыжков о Фестивале кино стран ЕС: к нам приезжает обладатель «Оскара»

Арт-директор кинотеатра «Заря» Артем Рыжков. Фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
Арт-директор кинотеатра «Заря» Артем Рыжков. Фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Культура

С 23 октября по 8 ноября в Калининграде пройдет мероприятие, ставшее одним из культурных символов города — одиннадцатый Фестиваль кино стран Европейского союза. За две недели до его официального открытия Денис Туголуков встретился с арт-директором кинотеатра «Заря» Артемом Рыжковым и узнал, почему организаторы хотели устроить часть показов в Светлогорске, какую необычную особенность подмечают в калининградцах приезжие, кто из гостей посетит наш город во время проведения кинофорума и без чего его было бы скучно проводить.

 Артем, насколько я знаю, в этом году у вас были планы провести часть показов фестиваля в Театре эстрады «Янтарь-Холл» в Светлогорске?

 Действительно, мы надеялись, что там пройдет часть показов, но в «Янтарь-Холл» не успели завезти необходимое оборудование, и поэтому там ничего происходить не будет. Зато будет происходить в Советске и Гусеве — в кинотеатрах «Люмен» пройдет два показа. Мы решили просто попробовать: интересен ли будет жителям области этот фестиваль, либо они настолько зависимы от стандартного голливудского проекта, что даже на самые коммерческие фестивальные фильмы они не пойдут.

Первый фильм, «Дети священника» — это такой главный хорватский хит, который собирал полные залы по всей Европе, о том, как священник решил бороться с недостатком жителей своего прихода, о том, как он начал, что называется, развивать популяцию оригинальными способами. Второй фильм — «Форс-мажор». Это шведская картина, которая получила кучу фестивальных призов. Оба показа пройдут прямо под занавес фестиваля, 7 и 8 ноября, в Советске и Гусеве.

 Но вообще, мне кажется, это несколько неожиданная, хоть и не случившаяся инициатива — перевезти часть показов в Светлогорск.

 Идеи переехать не было. Идея заключалась в том, чтобы параллельно показывать здесь и — раз открылся красивый зал на берегу моря — там. Почему бы жителям Светлогорска и гостям курорта не предоставить возможность походить на европейское кино?

 На протяжении ряда лет ты старался обратить на фестиваль внимание представителей регионального министерства культуры. Сейчас вы достаточно плотно сотрудничаете с ведомством?

 Мы, на самом деле, сотрудничали плотно и раньше. Просто, по большому счету, оттого, что я — тот человек, который не умеет правильно заполнять документы на гранты, ходить по кабинетам и все вовремя подавать (мне это кажется безумно скучным времяпрепровождением), мне иногда приходилось подшучивать со сцены над самим собой, надеясь, конечно, на юмор со стороны чиновников.

Сотрудничество с министерством культуры, во-первых, статусное. Они нам помогают как партнеры, дают статус. Это важно, что сюда приезжает посол Евросоюза в России, и наш губернатор, наши министры тоже принимают в этом участие — они встречаются на фестивале, проводят отдельные встречи... 

У нас нет совместного планирования того, что будет на фестивале — я бы сказал, что этого не хватает. По большому счету, этого не хватает, я уверен, не только мне, а вообще всем, кто устраивает какие-то события у нас. Более того, даже между людьми, которые общаются практически ежедневно, не происходит некой синхронизации.

Мы вчера, к примеру, разговаривали с Андреем Левченко — он мне говорит: «Как же так, ты организовываешь вечеринку на Фестивале кино стран ЕС, а у нас в это время в „Лондоне“ будет концерт японской группы?». Я отвечаю: «Ну а почему концерт японской группы нельзя было сделать в какое-то другое время, а когда у нас Фестиваль кино Евросоюза, пригласить европейскую группу? Мы бы включили это автоматически в программу кинофестиваля, и люди после просмотра фильма шли бы на ваш концерт».


И эту особенность про наш город замечали практически все: недостаток коммуникации между людьми, которые что-то делают — одна из самых больших наших проблем. Люди, если это бизнес, в конкуренцию впадают — друг за другом следят, считают, что сотрудничество идет вразрез с правилами бизнеса. Когда у нас в городе был кинотеатр «Россия», они нас воспринимали как конкурентов, а я всегда говорил: давайте делать что-нибудь вместе; если у нас есть два кинотеатра, это не значит, что десять тысяч зрителей поделятся на «шесть — вам» и «четыре — нам», это значит, что к этим десяти тысячам добавится еще пять, больше людей будет ходить в кинотеатры. И мы сейчас в конечном итоге это видим — у нас много кинотеатров, но зрителей хватает на всех.

 Какими способами можно наладить между людьми взаимодействие?

 Я бы сказал, что было бы классно, если бы эту функцию на себя взяло министерство. Не только по поводу Фестиваля кино стран ЕС, а по поводу всех событий. Чтобы нас собирали, к примеру, в конце года, в декабре, а не министерство по туризму писало письма. Они тоже делают такие вещи: «Какие у вас будут фестивали?» — мы иногда что-то пишем им в ответ, иногда нет, потому что не очень верим, что это на самом деле работает. А было бы здорово, если бы нас всех собрали в министерстве и сказали: давайте мы сейчас попробуем составить общий график, подумаем над тем, что можно сдвинуть, чтобы у нас круглый год были эти события, придумаем, что можно организовать под то или иное мероприятие. Это было бы здорово, потому что бюджета не у всех хватает, а влиться в какое-то большое событие можно.

Мы одно время пытались самостоятельно этим заниматься — я звонил в галереи, куда-то еще, но пока им не предложишь какую-то выставку, они не готовы помнить, что у нас в эти даты всегда — уже одиннадцать лет — проводится данный фестиваль.

 Но с другой стороны, при подобном подходе может возникнуть неразбериха оттого, что мероприятий будет слишком много.

 С одной стороны — да. Но с другой стороны, это имеет успех в других городах. Например, Санкт-Петербург, «Дни Европы» — все понимают, где что проходит и когда. К этому надо просто привыкнуть. Конечно, есть люди которые по каким-то причинам не ходят в кино, или не ходят в «Зарю», но они хотели бы в «Дни Европы» на что-то пойти. И если тут будет спектакль, вдруг окажется, что они ходят в драмтеатр; если будет музыка на органе, окажется, что они ходят в Кафедральный собор, и они уже — часть этих дней.

Октябрь, начало ноября — это такая погода, когда понимаешь: счастье заканчивается, и в следующий раз мы выдохнем и проснемся в лучшем случае в марте (а погода, бывает, тянет и до апреля). А тут мы можем устроить праздник накануне этого бесчинства природы и зарядиться энергией, но для этого нужно, чтобы весь город поднялся и осознал, что у нас дни Европы идут две недели. Мы тут даже не претендуем на главенство, и если кто-то подтянет что-то еще, будет просто супер!

 Ты уже успел вскользь упомянуть Вигаудаса Ушацкаса (глава представительства Евросоюза в России — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), который будет в числе гостей фестиваля. В связи с непростой внешнеполитической ситуацией были ли у вас какие-то сложности с договоренностями на таком уровне?

 Нет. На самом деле, я бы сказал, что в прошлом году были какие-то даже не сложности, а опасения с моей стороны — в какой-то момент я начал волноваться, проведем мы десятый фестиваль или нет. Но с их стороны все в порядке — мы созвонились и получили подтверждение. Я надеюсь, что в Евросоюзе в плане культурного сотрудничества открыты в отношении всех, но в отношении нас — абсолютно точно. Мы не почувствовали каких-то изменений. Может быть, где-то кулуарно что-то и происходит, но я на себе и на фестивале не испытал никакого давления и сложностей, несмотря на все геополитические истории. Я думаю, что в такой ситуации именно культура обязательно должна наводить те самые мосты, благодаря которым опять все должно наладиться.


 Какие еще гости ожидаются на фестивале?

 Помимо Ушацкаса у нас точно будет еще два гостя. В предпоследний день фестиваля, 7 ноября, приедет режиссер из Эстонии (Андрес Маймик — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») — сейчас его фильм «Вишневый табак» выдвигается от страны на «Оскар» (понятно, что это еще не шорт-лист, но тем не менее). У нас есть несколько неподтвержденных гостей, и есть главный гость, который приедет на открытие, — это режиссер Иржи Менцель из Праги; второй раз за всю историю к нам приезжает обладатель «Оскара». Он получил награду в 1968 году за фильм «Поезда под пристальным наблюдением». Это было начало «Пражской весны», он был одним из друзей Милоша Формана, а «Оскара» получил даже раньше.

Это такой наследник Ярослава Гашека и «Бравого солдата Швейка», потому что он был большим другом писателя Богумила Грабала, которого я всем рекомендую, и на протяжении всей жизни экранизировал его книги. Мы показывали несколько лет назад фильм Иржи Менцеля «Я обслуживал английского короля» — прекрасное кино, которое имело колоссальный успех и было одним из фаворитов зрительских симпатий. Сейчас режиссеру за 70 лет, и в таком возрасте он снял фильм под названием «Донжуаны», то есть в нем что-то еще не угасло.

 Будет ли представлена анимация на фестивале, и, раз уж речь зашла о полюбившемся зрителям фильме, нет ли у вас желания повторить самые удачные показы прошлых лет?

 Что касается анимации, её в этом году нет вообще. Была возможность взять испанский мультфильм «Апостол», но, как мне кажется, беда наших зрителей в том, что взрослые не готовы идти на мультфильмы. Если выбирать между анимацией и художественным фильмом, они выбирают фильм. В результате мультфильмы от этого сильно страдают. Поэтому, как бы ни было жалко, но мы от этого отказались. Лично мне не хватает детской мультипликации, но нам её крайне редко предлагают.

Что касается «повторить», то проблема чаще всего заключается в том, что права, которые нам дают, действуют либо всего лишь год, либо меньше, а потом посольства не имеют права повторять показы. Мы можем, конечно, сказать: «Давайте повторим», но не стоит забывать, что выбор стоит между «повторим» и «может быть, что-то новое?». В результате мы выбираем новое.

 А как вообще формируется программа фестиваля?

 У нас несколько, что называется, источников для формирования репертуара. Есть посольства, консульства, есть культурные центры, есть западные и российские дистрибьюторы. И есть западные институции, с которыми я общаюсь на различных бьеннале. Это те возможности, которые мы имеем.

Чаще всего лучшие фильмы — это то, что предлагают российские дистрибьюторы. Они уже купили фильмы у западных дистрибьюторов, предполагают, что эти фильмы будут иметь успех в России, и чаще всего оказываются правы. Более того, это всегда свежие фильмы, которых нет в Сети и которые впервые можно посмотреть на нашем фестивале. Такие ленты будут и в этом году; самый главный хит — это итальянец Паоло Соррентино, который получил «Оскара» за «Великую красоту» в 2013 году. Он снял новое кино, которое называется «Молодость», но поскольку он теперь стал звездой голливудского уровня, то у него играют уже и Майкл Кейн, и Харви Кейтель, которые изображают таких сильно возбуждаемых молодостью женщин стариков.

Второй классный источник — это западные дистрибьюторы. Это те фильмы, которые вообще больше нигде не увидеть. Если нам удается договориться и мы их берем, то прав на российский прокат вообще нет ни у кого — они и по телевидению не пойдут, и в Сети о них, скорее всего, никто никогда не узнает.

Кстати, фильм открытия «Донжуаны» — это как раз та самая история, когда нигде, кроме нашего фестиваля, его нельзя будет больше увидеть в России. Более того, нам дали лишь право некоммерческого показа, то есть мы не можем продавать на него билеты. Поэтому мы думали, как сделать так, чтобы на него было престижно и сложно попасть, и решили, что если человек покупает абонемент, то мы ему бонусом даем бесплатное приглашение на открытие.

Третий — это как раз те фильмы, которые предлагают посольства, консульства и культурные центры. Это  чаще всего фильмы, которым год или два, когда они уже ушли из кинопроката и вышли на Blu-Ray, а у культурных организаций появились возможности получить на них права.


 Когда поступят в продажу абонементы?

 Продажа абонементов в кассе кинотеатра и в магазине «Пирамида» должна начаться в понедельник (12 октября — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Один абонемент стоит 700 рублей и дает право выбрать и посмотреть любые пять фильмов фестивальной программы. Кроме того, в этом году абонементы можно будет купить прямо на нашем сайте онлайн.

Разовые билеты на один сеанс будут стоить стандартно — 200-250 рублей в зависимости от сеанса. Кроме того, будет несколько показов в «Квартире», где достаточно заказать чай для того, чтобы посмотреть кино.

 Не могу не спросить тебя о том, что будет происходить непосредственно на открытии?

 Пока я могу сказать, что настолько был занят буклетом, гостями и правами, что пока про открытие даже не думал. Я знаю, что у нас будет afterparty, будет прием, будет гость; думаю, мы что-то придумаем для самого Иржи Менцеля и для наших зрителей, которые — я понимаю — не знают этого режиссера — хотя бы покажем интересные моменты из его фильмов, и зрители поймут, что он тоже безумно талантлив. А что будет вокруг — перформанс и так далее, — пока не знаю.

 Сколько всего фильмов будет показано на фестивале в этом году, и будут ли среди них такие, которые тебе вновь придется самостоятельно озвучивать?

 32 фильма. Хотя сейчас получилось, что на один из них закончились права и мы его убрали из программы. Получается, 31. Часть фильмов мы сами субтитрируем, часть сами озвучиваем — есть копии, которые субтитрировать невозможно. Поэтому я думаю, что десяток фильмов мне точно придется озвучить.

 Подытоживая наш разговор, хотелось бы спросить, с какими трудностями вам пришлось столкнуться в этом году?

 Каких-то новых трудностей, когда ты делаешь фестиваль одиннадцатый год, не было. Мне раньше казалось, что это непросто, и один фестиваль в год меня выматывал. Я вспоминаю третий, пятый, шестой фестивали, когда я с ужасом начинал думать: «Уже июль, осталось четыре месяца, а у меня вообще ничего нет. Надо срочно начинать составлять программу». Сейчас я понимаю, что мы делаем Фестиваль кино стран ЕС, фестиваль «Короче», «Территорию кино», фестиваль польского, китайского кино — в этом году их было штук десять, наверное, — и не чувствую никакого напряжения или испуга. Видимо, ко всему организм адаптируется, и уже кажется, что все легко. Хотя я понимаю, что то, что знаменитый писатель по имени Талеб называет «черным лебедем», всегда может появиться. С другой стороны, без этих самых «черных лебедей» не так интересно жить, наверное.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]