Классический набор составляющих фильма про замаскированного мстителя в «Шершне» наличествует вполне. Бритт Рейд (Сет Роген), богатый наследник медиамагната со сложным характером, но честной душой, живет себе в удовольствие, пока отец пытается в одиночку бороться с темными силами. Попытки привить отпрыску идеалы трудолюбия и социальной ответственности приводят к единственному и очевидному результату: Бритт ненавидит отца с того самого момента, когда его любимой игрушке-супермену после очередного проступка была откручена голова.
Однажды папа трагически и вроде как случайно погибает, и сын сталкивается с суровой реальностью. К примеру, с тем, что ароматный капуччино по утрам появляется не сам по себе, а благодаря инженерному гению личного папиного водителя азиата Като (Джей Чоу) со сложной, но интересной судьбой. Выпив пару пива, мужчины чувствуют некую духовную близость. Приняв кое-чего покрепче, отправляются «делать самое важное дело в жизни» отпиливать статуе свежезарытого отца голову. Попутно выясняется, что их окружает мир, полный негодяев, Като неплохо умеет драться, а голова предка это вполне ударный инструмент. В финале вечера Бритт в своем нелепом зеленом тренче попадает на телеэкраны.
Результат приключения закономерен: герои решают спасать мир от злодеев, наносить добро и причинять справедливость. Като принимается строгать хитроумные супергеройские гаджеты, а Бритт с помощью доставшейся в наследство медиаимперии устраивает себе очень агрессивную пиар-кампанию. Дело за малым — за громким именем. «Зеленый Шершень», — спасает ситуацию Като. Тут, конечно, требуется пояснение. У нас этот самый шершень — нечто большое, неприятное и жужжащее, а за океаном так называют даже сверхзвуковые истребители.
Вообще, судя по упитанной фигуре и образу жизни Сета Рогена, выступившего также и сценаристом фильма, называться его герою стоило бы вовсе не «Зеленым Шершнем», а скорее «Зеленым Трутнем». Гондри, на протяжении последних 10 лет рисующий яркими красками трагикомедии нелепых, но приятных молодых людей без определенного возраста и занятия, взялся за такую популярную нынче затею по развенчанию образа супергероя — и довел ее до вершин, достигнуть которые соперникам удастся не скоро. В «Хранителях» Зак Шнайдер заставляет героев комиксов пить горькую и стареть в безвестности, в «Пипце» Мэттью Вон избивает своего зеленого человечка до потери болевого порога, в последних двух «Бэтменах» Нолан вообще вскрывает такие психологические пласты, что позавидовал бы сам Достоевский. Но Гондри собирает все эти составляющие вместе, добавляет своего фирменного, европейского идиотизма — и тут даже не очень понятно, пародия ли получается в итоге, или пародия на пародию.
Больше всего происходящее на экране похоже на клоунаду. На злодеев постоянно что-то падает, в воздухе летают бульдозеры и куски прочего автотранспорта, герои мутузят друг друга всеми подручными способами, а главный лиходей с такой родной фамилией Чудновски (Кристоф Вальц) шмаляет из двуствольного «Десерт Игла», а под конец вообще решает украсить свой гардероб противогазом. Девушкой супергероя становится Кэмерон Диаз, которая играет откровенную лузершу и даже на экране не стесняется признаться, что ей уже 36 лет (на самом деле — 38, но так сразу и не скажешь). Режиссер, кажется, нарочно раз за разом дразнит зрителя чеховским ружьем, которое висит-висит, но стрелять никак не хочет: Шершень и его верный Като дерутся на фоне рассказывающего что-то телевизора, но в нужный момент он вовсе не сообщает то, от чего они оба вдруг замерли бы и бросились спасать мир, а просто разбивается головой одного из друзей. А стоящий на краю крыши Чудновски вместо того, чтобы скинуть вниз своего недотепу-подручного, попросту его пристреливает.
Понять, до какой степени абсурда можно довести некогда идиллическую концепцию мстителя в маске, после «Шершня» очень сложно. Бритт, конечно, один из самых неправильных героев за всю историю жанра. Кто теперь встанет в очередь спасителей и хранителей — героиновый наркоман? веселый молочник? латентный гомосексуалист*? В любом случае, Гондри удачно дополнил своим фильмом череду форменных издевательств над одной из обязательных составляющих американской мечты. Нам, выросшим на таких супергероях, как Крокодил Гена и Дядя Степа, конечно, не понять всей глубины этого сарказма — но, по крайней мере, клоунада вышла задорная.
*Международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией и запрещено в РФ




© 2003-2025