Я не я

Я не я
Кадр из фильма «»
Доктор генетики Мартин Харрис (Лиам Нисон) и его жена Элизабет (Дженьюари Джонс) прилетают в Берлин на биологический конгресс. Но обычная деловая поездка вдруг оборачивается целой серией неудач. Заранее забронированный президентский номер в отеле оказывается уже кем-то занятым, а чемодан с документами - оставленным в аэропорту нерасторопным водителем. Бросив супругу разбираться с портье, доктор Харрис на первом попавшемся такси отправляется искать свое добро, но по пути на машину падает удачно подвернувшийся холодильник, а сам автомобиль - летит с моста в реку. 

Стараниями большеглазой таксистки (Диана Крюгер - Анна из "Господина Никто") Мартин не тонет в холодных водах Шпрее, но от удара головой оказывается в коме, а по выходу из нее ощущает некую амнезию. И без того не самый приятный зимой Берлин становится для него сущим адом: жена более не узнает его, документов так и нет, денег - почти что тоже. Да и вообще, возникает серьезное опасение, что Мартин Харрис - это совсем не Мартин Харрис, только вот кто же он - непонятно. В такой ситуации вполне естественно усомниться еще и в собственном душевном здоровье - особенно если тебя при этом хотят убить, а единственным другом оказывается таксистка-нелегалка. "Это "жжж" неспроста", - смекает доктор, и, поеживаясь в легком своем пальтеце, принимается за расследование.

В основу фильма, снятого французом Жауме Коллет-Серра (до этого снимавшего рекламу и ужасы - "Дитя Тьмы", "Дом восковых фигур") лег рассказ Дидье ван Ковелера - и именно его стоит благодарить за сюжет, способный в отличие от долгой череды конспирологических фильмов последних лет, удивить зрителя. Причем удивить не только резкими, аж на 360 градусов, поворотами сюжета, но логичностью, с которой эти повороты происходят. Вроде бы стократ попользованная уже амнезия, конгресс какой-то, немцы, биотехнологии - а не, все в итоге складывается в такой красивый пазл, что любо-дорого посмотреть. Вообще он какой-то очень собранный, этот "Неизвестный". 

Кроме, пожалуй, слишком легкими штрихами набросанных злодейских типажей и героини Дженьюари Джонс, в единственном предназначении которой не сомневаешься с первой же минуты, все остальные, включая самого Нисона с его вечным лицом идола с острова Пасхи, точно и аккуратно выполняют свои движения в этом странном танце. Все это в изрядной степени похоже на приключения Джейсона Борна, только там герой Мэтта Деймона движется по линии, отчетливо понятной с первых минут фильма, а здесь пасхальный ирландец в итоге оказывается в совершенно непредсказуемом положении.

Кому-то кафкианские брожения доктора по Берлину покажутся поначалу чересчур затянутыми - но после того, как Мартин встречает экс-агента восточногерманской разведки "Штази" Юргена (Бруно Ганц, обладатель титула лучшего немецкоговорящего актера), туман рассеивается, и начинается большой, богатый, красивый и, что нынче для такого жанра совсем уж редкость - умный фильм. Как и любой мастерски снятый рекламный ролик, "Неизвестный" продает зрителю залежалый товар в хорошей обертке. Но массовое кино давно уже стало именно что оберткой. Неизвестных идей вроде бы уже не осталось. Остается только, по примеру героя, заболеть амнезией - глядишь, и откроется что-нибудь новое.

Текст - Алексей Милованов, фото - kinopoisk.ru