Никогда не сдавайся

Никогда не сдавайся
Кадр из фильма «»
Фестиваль кино стран ЕС продолжает знакомить калининградцев с лучшими европейскими лентами последних лет. В субботу фестивалем правило португальское кино в лице режиссера Марко Мартыньша - в кинотеатре «Заря» показали сразу три его фильма: «Как нарисовать идеальный круг», «Следы дневника» и – самым последним, ночным сеансом – «Алиса». Немногочисленной аудитории картину представил сам режиссер. Правда, Марко Мартыньшу к удивлению всех пришлось не только открывать, но и закрывать кинопоказ – из-за технических проблем зрители так и не смогли увидеть финал «Алисы». Режиссер извинялся перед негодующей публикой и смиренно отвечал на все вопросы из зала.

«Алиса» - дебютная полнометражная лента португальского режиссера – до этого Марко Мартыньш «набивал руку» на коротком метре. По его собственным словам, этот фильм помог Мартыньшу стать «режиссером с большой буквы». В 2006-м «Алиса» была представлена в Каннах, где получила неплохие отзывы и взяла один из призов. Кроме того, картина была отмечена «Золотым глобусом» за лучший португальский фильм и главным призом на фестивале в Лас-Пальмасе.

Алиса – маленькая четырехлетняя девочка, дочь главных героев Мариу (Нуно Лопес) и Луизы (Беатриз Батарда). Однако ребенка зритель в картине так и не увидит, разве что – на далеких, как будто из другой жизни, фотоснимках. Однажды Алиса исчезла, и с тех пор убитые горем родители живут только ради того, чтобы ее найти. В своих поисках Мариу, которому не может помочь даже полиция, прибегает к неожиданным и на первый взгляд непонятным решениям. Каждый его день превращается в последний, проведенный с дочерью – он ходит и ездит теми же дорогами, заглядывает в те же места, встречает одних и тех же людей. В этом замкнутом круге несчастный Мариу видит единственное спасение – быть может, когда-нибудь Алиса пойдет навстречу отцу и они наконец-то встретятся.

По дороге Мариу раздает прохожим листовки с приметами дочери и собирает кассеты с расставленных по всему городу видеокамер. Камеры, как и Мариу, пристально следят за городским муравейником - ведь в любой момент где-то в толпе может промелькнуть маленькая девочка в голубом пальто. Главное – надеяться и верить, главное – дождаться.

Хотя с каждым днем сделать это становится все труднее. Грозовые облака, сгущающиеся над Лиссабоном, сине-серые краски и непрекращающийся дождь давят непосильным грузом. Пронзительная музыка, отдающаяся в висках сигналом автоответчика, понемногу сводит с ума. Неуловимая Алиса с каждой минутой все больше напоминает героиню Кэролла, падающую в волшебную пропасть. А Мариу, как заяц, бегущий по ее следам, продолжает опаздывать. Поначалу спокойный и невозмутимый герой в итоге теряет самообладание. В очередной раз повстречав чужую дочь, так похожую на Алису, Мариу решает закончить поиски и отказывается от своего плана…

Финал картины остается открытым - Марко Мартыньш посвятил свою «Алису» всем родителям, у которых пропали дети, у каждого из них до последнего остается надежда на счастливый исход. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят. А значит нельзя опускать руки, нельзя терять надежду. Даже если замолчат все телефоны в мире. Нельзя сдаваться.