Вдох-выдох

Вдох-выдох
Кадр из фильма «»
Седьмому фестивалю кино стран ЕС исполнилась неделя, за которую зрители смогли увидеть немало достойных, интересных, грустных и забавных фильмов. В пятницу в кинотеатре «Заря» отметили Дни Германии и Словении. В уютном зале «Артишок» зрители получили возможность оценить одну из самых заметных словенских картин последних лет, драму «Девушка по вызову».

Лента Дамьяна Козоле увидела свет в августе 2009 года. Режиссер совместно с другими авторами работал и над сценарием фильма. Тему выбрали самую что ни на есть благодатную и популярную – «Словенка» рассказывает о нелегкой жизни молодой провинциалки, очарованной самостоятельной жизнью в большом городе.

23-летняя Александра (Нина Иванисин) совсем недавно перебралась из маленького словенского городка в Любляну. Она студентка факультета иностранных языков престижного столичного университета. В отличие от многих своих однокурсников, ютящихся по съемным комнатам и общежитиям, девушка проживает в собственной уютной квартире, чем вызывает восхищение, уважение, а может даже и зависть многих сверстников, особенно близкой подруги Весны (Маруся Кинк). Каждые выходные примерная дочь навещает любимого отца Эдо (Петер Мусевски), фронтмена некогда популярной рок-группы, который отдает дочери всю свою любовь и нерастраченную нежность. Глазами отца перед зрителями на экране предстает настоящая семейная идиллия. Но, как известно, ни в реальной жизни, ни в кинематографической не бывает ничего идеального, и совсем скоро эта радужная картинка начинает приобретать более правдоподобные очертания.

Выясняется, что одинокий отец уже который год находится в затяжной депрессии из-за неудач своего музыкального коллектива и мечтает только лишь об одном – поскорее закончить никчемную жизнь. Единственное, что его останавливает – это дочь. Сама же самостоятельная героиня посвящает всю себя не изучению английского, а познанию языка любви. Оторвавшись от заботливого родителя, девушка стремится как можно скорее окунуться во взрослую жизнь. Она давно поняла, что главный аргумент в мире взрослых – это деньги, а лучший способ для нее заработать эти деньги – продать себя. Курс ее «обменника» нельзя назвать выгодным – 200 евро за час удовольствия, но все, вроде бы, довольны, пока еще никто не жаловался. В своем искусстве она настолько виртуозна, что со временем становится одной из самых популярных девушек по вызову. Настолько популярной, что вскоре начинает привлекать к себе слишком много нежелательного внимания и попадать в неприятности, от которых не застрахована ни одна девушка ее профессии. В конце концов, фарт окончательно покидает не по годам развитую и расчетливую героиню. Взрослая жизнь превращается в череду неприятностей, неожиданных звонков и нежелательных встреч, в постоянную борьбу и напряжение, оборачивается большими проблемами, которые не под силу решить в одиночку даже самой одаренной ученице. Но, видимо, лимит везения не до конца исчерпан - героиня все-таки находит единственный верный выход, выбираясь из огромных неприятностей практически без потерь, ведь после потери себя все остальные уже не считаются.

За роль в «Девушке по вызову» начинающая актриса Нина Иванисин получила приз на Фестивале Средиземноморского кино в Валенсии, и это можно объяснить разве что отсутствием достойных конкуренток. За все 90 минут фильма ее Александра не вызывает в тебе никаких эмоций – ни антипатии, ни сочувствия. Ее не любишь, не ненавидишь и не жалеешь. Казалось бы, она бесчувственная неблагодарная дрянь, и ты понимаешь это умом, но все равно ничего не чувствуешь. Более реалистичными на фоне главной героини кажутся даже второстепенные персонажи. Да и сам сценарий, несмотря на все потуги команды «Девушки по вызову», оказывается далеким от реалий. То ли из жалости к зрителю, то ли из-за собственной несостоятельности сценаристам не удается «дожать» эту историю до состояния откровения. Многим моментам не хватает трагизма и неожиданности (даже когда героиня весит вниз головой над балконом на приличной высоте, все это похоже лишь на кино) – все ходы давно просчитаны наперед. Так что вряд ли Дамьяну Козоле удалось убедить алчных дур в том, что свобода важнее материальных ценностей. Это ведь так приятно - получать все и сразу в мире проститутов и проституток в эпоху большой нелюбви.