Будьте нежнее, это ее первый раз

Будьте нежнее, это ее первый раз
Кадр из фильма «»
Клишированные французские романтические комедии отличаются от своих американских аналогов: в них чуть больше холодных тонов и рефлексии. А «Нежность», при всех оговорках, остается заштампованным ромкомом. Значит ли это, что фильм может быть интересен только женщинам, и насколько картина понравится сопровождающим их мужчинам? «Афиша Нового Калининграда.Ru» попробует ответить на эти вопросы.

Одри Тоту – приметная актриса. Для меня она – нечто вроде облегченной версии Марион Котийяр, которой заметно уступает и по таланту, и по шарму. Но у Одри Тоту есть нечто другое - яркая индивидуальность. И эта индивидуальность лично у меня вызывает стойкие ассоциации с Джонни Деппом в «Эдварде руки-ножницы». Несмотря на женственную фигуру, Одри всегда напоминает мальчика-подростка, смотрящего на окружающий мир с выражением невротического удивления.

В «Нежности» этот окружающий мир представлен французским городом со всеми связанными с ним романтическими стереотипами: броскими ночными кафе, бокалами пенящегося игристого вина и мужиками, которых нельзя описать иначе, как «мечта средней женщины с романтическим вывихом мозга» (но дней, снятых в холодных тонах, душных офисов и неаккуратных квартир в фильме тоже хватает). Одри встречает одного из тех стереотипных романтических мужиков, они женятся, у них все настолько безоблачно хорошо, что скулы сводит. Но как-то раз он выходит на пробежку, через некоторое время у нее звонит телефон, лицо героини сереет, и мы уже догадываемся, что его сбила машина. Но предсказуемость в данном случае – не такой уж страшный порок. Тут начинается, возможно, лучшая часть фильма – она остается одна, сидит дома в состоянии предельного невроза, рвет все связи и приближается к сумасшествию. Но ее несчастье (и мое зрительское счастье) оказывается недолгим, главная героиня возвращается в офис и требует, чтобы ее начальник (который, разумеется, активно к ней пристает) завалил ее работой. Она активно продвигается по службе, становится руководителем проекта, и как-то раз к ней офис заходит подчеркнуто некрасивый швед. Она подходит к нему, и... Сами увидите.

Так или иначе, тут начинается другая любовная история, весь драматизм предыдущей части вылетает в трубу, и фильм становится чистой романтической комедией. Для французского романиста Давида Фонкиноса и его брата Стефана «Нежность» – не первый режиссерский опыт. Еще в 2006 году они сделали экспериментальную короткометражку «Une histoire de pieds» - она представляет собой 13 минут съемок человеческих ступней в разных ситуациях, за весь фильм не показано ни одного лица. В «Нежности» все куда традиционнее, и в целом складывается ощущение, что братья еще не волшебники от кино, они только учатся. Все предельно консервативно: камера двигается мало и только при необходимости, кадры коротки, ракурсы традиционны. Но братья не злоупотребляют крупными планами, за что им большое спасибо.

Фильм в целом смотрится легко и приятно, но ощущение наивности происходящего на экране не проходит. Создателям явно не помешал бы хороший укол живительного цинизма и психоанализа прямо в вену. Возьмем главную героиню. Пока она с мужем, она счастлива, муж умирает – несчастна, со шведом все хорошо – счастлива, начинаются проблемы – снова несчастна. Все это смотрится механически. Где внутренние проблемы, депрессия, где скандалы и битая посуда, которые неминуемо сопровождают любой, даже самый благополучный брак? К сожалению, за кадром. Ситуация с мужем, которого сценаристы благополучно убивают минут через 20 после начала фильма, не лучше. Этот бородатый мускулистый красавчик настолько зубодробительно идеален, что полностью вписывается в типаж «хорошего парня». Тот самый тип, про который женщины говорят, что он им очень нравится, но от которого они на деле постоянно ходят налево. Если бы фильм был более правдоподобным, главная героиня этим бы и занималась. Или тот же швед. В отличие от актеров с нормальной, повседневной внешностью, вроде Джина Хэкмана и Джона Малковича, этот швед намеренно, подчеркнуто некрасив. При этом выглядит он лет на 40, а ведет себя как боязливый мальчишка лет тринадцати. Очень напоминает Синдзи из «Евангелиона», только без рефлексии. При этом он настолько асексуален, что когда в их с Одри отношениях пробивается легкая эротика, это выглядит неестественно. Могли ли между такими персонажами реально сложиться отношения? Вряд ли.

Итак, перед нами сказка. Но ведь «Артист» - тоже сказка. Стоит ли смотреть «Нежность»? Скорее да, чем нет, и не только женщинам. Если вам понравились, к примеру, «Наука сна» и «Влюбись в меня, если осмелишься», то однозначно стоит. 7/10.