Космический ковбой на Марсе

Космический ковбой на Марсе
Кадр из фильма «»
7 марта на отечественные экраны вышла фантастическая кинолента Эндрю Стэнтона «Джон Картер». Один из создателей «ВАЛЛ-И» впервые снял не анимационное, а игровое кино. «Афиша нового Калининграда.Ru» разбиралась, насколько удачным оказался первый опыт американского режиссера.

В отличие от аниматора Дэна Мета, чья короткометражка дала название этой рецензии, режиссер Эндрю Стэнтон относится к своему творению под названием «Джон Картер» абсолютно серьезно. Стэнтон — создатель анимационного шедевра «ВАЛЛ-И» и более предсказуемого, но любимого публикой «В поисках Немо». На этот раз ему впервые пришлось делать фильм с живыми актерами на экране, хотя спецеффектов здесь настолько много, что результат выглядит анимационным процентов на 60. В качестве исходного материала выступала книга создателя «Тарзана» Эдгара Райса Берроуза «Принцесса Марса» 1912 года, работа проходила под крылом Walt Disney Pictures, и на фильм был повешен ярлык PG-13 (читай «для детей»). Дело происходит на Марсе, хорошие парни дерутся с плохими парнями, и в качестве главного хорошего парня выступает солдат Армии Конфедеративных Штатов Америки. Да-да, того самого рабовладельческого юга 19-го века.

Скажу сразу: я был слегка разочарован. То есть не то чтобы фильм получился из рук вон плохо. Он вполне смотрибелен, хоть и длинноват (2 часа 12 минут). Но от создателя ВАЛЛ-И хотелось бы получить нечто большее, чем набор клише о хороших и плохих парнях, неприлично мало одетых принцессах, верных веселых собаках и бобре, который непременно побеждает осла.

Кристи Лемир в своей рецензии на «Картера» выдала интересную мысль: фильм не клиширован, наоборот, книга «Принцесса Марса» оказала настолько мощное влияние на поп-культуру, что любая ее экранизация покажется заезженной. Может быть и так, но ведь Стэнтон не пытался сделать фильм, передающий атмосферу 1910-х годов с тогдашним восприятием мира и фантастики. Он делал современное кино с современным визуальным рядом и современными3D-технологиями. И он должен был быть готов, что оценивать его будет также современная публика, которая видела и «Звездные войны», и «Индиану Джонса», и «Аватар».

Но технологии эти чудесны, и Стэнтон использует их с чутьем истинного художника. В визуальном плане фильм великолепен. Широкие пустыни с высокими горами, клыкастые марсиане-аборигены (главного озвучивает Уиллем Дефо), загадочные футуристические города и хитрое оружие — все это смотрится шикарно. Массовые батальные сцены, конечно, не на уровне Куросавы, но сделаны вполне достойно, а армии под красными стягами вызывают в памяти «Ран». А сцена с голубыми лучами в пещере! Это надо видеть.

Но весь сыр-бор, показанный с помощью этих технологий, выглядит менее убедительно. Протагонист — молодой ветеран Гражданской войны США. Он без особого успеха ищет золото в духе «Сокровищ Сьерра-Мадре», а когда его арестовывают за вымогательство денег, выбирается из-под стражи методом нахального троллинга, весьма напоминающим Тоширо Мифуне в «Йоджимбо». После этого ветеран добирается до пещеры, в которой ожидает найти золото, неведомым образом оказывается на Марсе, и тут с ним происходит несколько любопытных вещей. Во-первых, он обнаруживает, что гравитация на Марсе слабее земной, и он может прыгать как бык-лягушка метров на 30 вверх и безболезненно приземляться. Во-вторых, обнаруживает местных аборигенов, похожих на гигантских прямоходящих тараканов с бивнями вместо усов. Естественно, эти тараканы оказываются сильными благородными воинами, находящимися под угрозой уничтожения со стороны технологически развитых богачей. Кого символизируют аборигены? Американских индейцев? Пролетариат? Наконец, из веселоготролля-раздолбая наш протагонист превращается в зубодробительно скучного благородного рыцаря, несущего возмездие во имя Луны (пардон, Марса). А когда на экране появляется та самая принцесса — знойная брюнетка, которую отец (хороший король) собирается выдать замуж за главного врага (плохого короля) для достижения перемирия, мы уже знаем, как сюжет будет развиваться дальше, и чем фильм закончится.

Если вы хотите посмотреть кино с красивой картинкой и предсказуемым сюжетом, чтобы отдохнуть глазами и мозгом — сходите на «Джона Картера», не пожалеете. Детям — 13-летним и младше — фильм понравится гарантированно. Если же вам нужно что-то поглубже и поэмоциональнее, вроде тех же«ВАЛЛ-И», «Аватара» или «Начала», то вы, вероятно, будете слегка разочарованы.

В любом случае я рекомендую параллельно с «Джоном Картером» посмотреть (или пересмотреть) «Семь самураев», «Йоджимбо» и «Ран» для сравнения и полноты впечатлений. 6/10.