России, наравне с Венгрией, Филиппинами и Словенией, выпала честь стать одной из стран, где «Белоснежка» стартовала раньше всего, 15 марта (к примеру, австралийцам придется ждать выхода ленты на экраны до 29-го числа, а жителям Канады и Штатов — до 30-го). Необходимо ли пользоваться эксклюзивной возможностью и бежать смотреть фильм, или же перед нами очередная стандартная экранизация истории, не раз пережеванной машиной кинематографа? «Афиша Нового Калининграда. Ru» пытается ответить на этот вопрос.
Ранний фильм индийского режиссера Тарсема Синха «Запределье» (2006) впечатлил меня прежде всего своим визуальным оформлением. Сама история — своего рода исследование работы воображения двух людей в скучной американской больнице при постоянной тяге к самоубийству одного из них — была интересна, хотя и не лишена некоторой слащавости и спилберговщины. Но именно визуальный ряд с яркими цветами, шикарными костюмами, натуральными спецеффектами и ощущением пространства был особенно силен, и почти достоин Терри Гиллиама.
То же самое относится и к новому фильму Тарсема «Белоснежка: Месть гномов». Этот проект — менее амбициозный, чем «Запределье», но результат не менее удачен. Перед нами экранизация сказки, опубликованной братьями Гримм, сделанная с налетом фарса и кича, достойным «Барбареллы» (но без эротики), неплохим юмором, и, конечно же, отличным визуальным стилем.
Правда, на этот раз чувства пространства стало меньше. Оно иногда пробивается, например, в часто повторяющемся (и очень радующем глаз) кадре, где Джулия Робертс-злая королева спускается к своему зеркалу. Но в основном все проще: общие планы перемежаются крупными, и кадры редко длятся более двух секунд. Но яркие костюмы, насыщенные цвета, а главное — общее ощущение натуральности происходящего на экране, столь редкое в наше время, когда большинство фантастических фильмов отравлено вирусом Питера Джексона, налицо. Глаз радуется.
Не менее приятна готовность Тарсема и его команды сценаристов превратить классическую сказку в фарс, набив ее юмором и пойдя против целого ряда клише, свойственных экранизациям. Злая королева здесь не
очень-то злая, скорее нервная и неуверенная в себе; принц крутит романы как с Белоснежкой, так и с королевой; сама Белоснежка приобретает вполне живую индивидуальность, и вместо того, чтобы полфильма лежать в коме, сама берет в руки оружие, учится у гномов фехтованию и добивается впечатляющих успехов. И здесь этот переход на экшен смотрится более, чем уместно,
в отличие от того же «Шерлока Холмса» Гая Ритчи.
Собственно, персонажи во многом «делают» этот фильм, хорошо это или плохо. Сначала о хорошем: я не фанат Джулии Робертс, но ее работа в роли злой королевы смотрится ярко и органично (иногда, кстати, кажется, что даже слишком ярко, вплоть до карикатурности). Лили Коллинс в роли Белоснежки несет основную часть фильма на своих плечах, и делает это с талантом и харизмой, постепенно превращаясь из наивной изолированной от мира девочки в ловкую искательницу приключений. Гномов бывает временами трудно отличить друг от друга, но они всегда веселят. Отдельно хочется поблагодарить мистера Синха за отсутствие трюкачества в этом аспекте: всех гномов играют настоящие актеры-карлики. После «Властелина колец» это выглядит как приятная экзотика. Еще радует присутствие среди гномов азиата — это выглядит как насмешка над политкорректным американским кино, непременно всовывающим по одному темнокожему артисту в каждую киноленту. А вот Арми Хаммер (имя-то какое!) в роли принца пресноват. У него иногда получается цеплять внимание зрителя, иногда выходит добавить в свою игру порцию отрицательного шарма, но в целом получается халтурно. Скажем так, до Тоширо Мифуне ему далеко.
Еще из отрицательных сторон хочется отметить то, что рейтинг PG (который по сути означает «всем детям смотреть можно, но с родителями») не идет картине на пользу. Понятно, что сказка есть сказка, но уж если команда взялась делать фильм, демонстрирующий свежий взгляд на классическую историю, ей не помешало бы пойти ва-банк и снабдить его кровью и эротикой, которые здесь напрочь отсутствуют, хотя некоторые двусмысленные комментарии злой королевы в адрес принца выходят за пределы того, что принято в детском кино.
Таким образом, перед нами красивая сказочная комедия. «Месть гномов» — не шедевр, и на этот титул не претендует. Стоит ли смотреть? Я считаю, что стоит. Этот фильм скорее порадует взрослых, но и детей, если они есть, с собой прихватить не помешает.
P. S. А вот за слащавый финал и идиотскую песню в конце я сниму фильму полбалла, и дам ему весомый заслуженный рейтинг — 7/10.