Перед нами, как заявляют создатели, фильм ужасов. Однако, мальчишеская физиономия Дэниела Рэдклиффа, глядящая на нас с постеров, кровь вовсе не леденит. Удалось ли создателям фильма разрешить это противоречие? Ответ искала «Афиша Нового Калининграда.Ru».
В последней части Гарри Поттера — единственной, которую я видел — один из персонажей произнес бессмертную фразу «Вы достигли новых вершин волшебства с помощью вашей волшебной палочки». Меня и подругу эта фраза немало повеселила, хотя остальные зрители в зале сохраняли невозмутимый вид. Однако, именно это пытается сделать Дэниел Рэдклифф в «Женщине в черном» — достичь новых вершин актерского и кинематографического волшебства-мастерства, ну, а задействует ли он при этом свою волшебную палочку — не мне судить. Ведь он снимается не где-нибудь, а в хоррор-фильме! Это вам не сказка о колдунах-подростках!
Шутка ли, Дэн только что закончил съемки в главной роли франшизы, которая длилась десять лет без перерыва. Франшиза эта была крайне кассовой, породила миллионы фанатов, среди них массу девочек-подростков, которые почему-то стали считать Рэдклиффа секс-символом. Понятно, что такого исполнителя, будь он при этом хорошим актером или новым Ван Даммом, будут отрывать с руками и ногами, по крайней мере первое время, пока фильмы с его участием не начнут проваливаться один за другим, как это сейчас происходит с Меган Фокс, и голливудские боссы не поймут, что в отрыве от образа Поттера он не представляет собой никакой коммерческой ценности. Но надо же меру знать! В роли закомплексованного подростка, например, в той же «Роскошной жизни», Рэклифф, может, был бы и ничего. Но здесь фильм ужасов, а Дэн демонстрирует истинное разнообразие выражений лица: «сейчас заплачу» и «сейчас зареву так, что уши заложит, и начну звать мамочку». И это при том, что его персонаж — вроде бы солидный адвокат лет 25, да еще и отец-вдовец.
Вообще, таких персонажей — обычных людей, попадающих в непонятные или дискомфортные ситуации и стремящихся сохранить самообладание — было в истории кино много. В классических нуарах таких протагонистов большинство, и те же Хамфри Богарт и Роберт Митчум играли их роскошно. Хватает их и в хоррорах и триллерах, например, Кери Грант в «На Север через Северо-запад», Роман Полански в «Жильце» и Юэн Макгрегор в «Призраке». Персонажи эти производят впечатление обычных людей, и поэтому зритель может легко себя с ними идентифицировать и пережить их страх или дискомфорт как собственные. Совсем не так происходит в случае с «Женщиной в черном». То есть прописан персонаж, конечно, именно так, но Рэдклифф своей игрой и полным отсутствием харизмы превращает его в действующего на нервы нытика, который вызывает только одну мысль: когда же наконец придет страшный хоррорный персонаж и прихлопнет этого идиота?
Но этим проблемы не ограничиваются. Понятно, что фильм ужасов должен стремиться напугать зрителя. Но при этом нужно давать ему некоторую передышку, периоды комфорта, по сравнению с которыми страшные моменты будут ощущаться именно как страшные. А «Женщина в черном» на 95% состоит из Рэдклиффа, ходящего по мрачным зданиям и наблюдающего всякие вроде бы жуткие вещи с неизменным выражением лица. И это однообразие быстро приедается.
Ах, да, сюжет. Рэклифф — английский адвокат, живущий со своим сыном в Англии начала 20 века. Жена умерла при родах. Его посылают в английскую глубинку заниматься документальными делами, связанными с большим, заброшенным и страшным особняком, связанным с остальным миром лишь узкой дорогой, которая во время прилива исчезает вовсе. В деревне ему не рады и рекомендуют убираться восвояси. Попав в заброшенный дом, герой начинает видеть какую-то ужасную дрянь — ту самую женщину в черном из названия, и нам приходится гадать, в самом деле создатели фильма верят в призраков, или же главный персонаж — псих. При этом начинают один за другим кончать с собой дети, и это вроде как-то связано с тем самым заброшенным домом.
Из положительных сторон фильма хочется отметить отлично проработанные декорации. Какой бы клишированной не была идея хоррора, имеющего место в английской деревне с привидениями, но оформлена эта идея шикарно. Дома, залы, чердаки, кареты, костюмы — все это выглядит отлично. Операторская работа вызывает меньший восторг, но смотрится достойно, иногда заставляя нас смотреть на мир глазами главного героя, а иногда позволяя нам почувствовать себя вуайеристами. Ну и на весь фильм есть 2–3 действительно пугающих момента.
И все же однообразие, сюжет, который настолько скучен, что в нем не хочется разбираться, и главное — неубедительный протагонист превращают «Женщину в черном» в весьма занудное зрелище. Иногда становится настолько не страшно, что остается только засмеяться. 4.5/10.