Осторожнее с молотком, Юджин!

Осторожнее с молотком, Юджин!
Кадр из фильма «»
Перед нами — первый полнометражный мультфильм из Исландии. Вышел ли первый блин комом, или же это сомнительное правило оказалось в очередной раз опровергнуто? Смотрела и оценивала работу Йоханссона, Карлссона и прочих -ссонов «Афиша Нового Калининграда.Ru».

В средневековой деревне живет недалекий рыжеволосый растяпа-кузнец по имени Тор, который самонадеянно считает себя сыном начальника всея богов и Валгаллы Одина, чем немало веселит местную публику. Тем временем, сам Один — иногда добродушный, иногда спесивый старик-самодур, близкий к маразму — почивает себе в своем городке на облаках, ест и пьет от пуза пожертвования обычных граждан снизу, откровенно плюет на их молитвы, устраивает пиры и в целом в ус не дует. Приходит к нему как-то раз не то гном, не то толстый эльф Синдри, плохо социализированный полубезумный изобретатель, и предлагает якобы невероятно мощное оружие, которое оказывается говорящим (если не сказать, болтливым) молотом золотого цвета, изрыгающим молнии. Молот оказывается чересчур шустрым, и после сокрушительного удара в затылок Один вышвыривает доморощенного изобретателя восвояси, а молоток вслед за ним. Разгневанный «профессор» решает податься к Хель, злобной (очень злобной: она — своего рода карикатурный, вечно хохочущий злодей вроде антагонистов из «Черного плаща», но выполненный в визуальном стиле а-ля Тим Бертон) повелительнице мира мертвых. Хель не рада посетителю, но готова его эксплуатировать, плюс она уже готовит к наступлению армию гигантов. Разумеется, из принципа — охота ей всех повырезать. Тем временем разумный молоток приземляется прямо в мастерской того самого раздолбая-кузнеца Тора, пробив два потолка и чувствуя себя из-за этого неловко. Тор, попробовав использовать новоявленный инструмент (к неудовольствию последнего) в кузнечном деле, решает попытать счастья в роли приключенца и терпит поражение по всем фронтам. Тем временем гиганты Хель набегают на его деревню. Вентилятор сюжета, считай, закрутился.

Как видите, перед нами — откровенная пародия на германо-скандинавскую мифологию, устроенная самими исландцами. Вообще, история кинематографа Исландии началась еще в 1915 году и была относительно насыщенной, но вот до создания полнометражного анимационного фильма дело не доходило. Правда, та же рейкьявикская анимационная студия CAOZ еще в 2007-м сделала шикарный короткометражный мультфильм «Анна-Монстр» («Anna and the Moods»), выделяющийся слегка психоделическим визуальным стилем, тематикой в духе «Процесса» и «Бразилии» и участием Терри Джонса, Бьёрк и Дэймона Албарна в качестве актеров озвучки. Но их «Тор: Легенда викингов» — первый полнометражный опыт, и здесь они выбрали более традиционный подход, сделав что-то вроде исландской версии «Как приручить дракона». Доспехи, оружие, побрякушки, герои, приключения, юмор и немного сентиментальности.

Сентиментальности здесь совсем мало, куда меньше, чем в том же «Как приручить дракона», и это — одна из самых располагающих черт мультфильма, который от начала до конца остается своего рода насмешкой над скандинавскими народными сказками и пафосом, с которым их обычно экранизируют. Тор всегда остается раздолбаем-недотепой, решающим свои проблемы скорее благодаря везению, чем навыкам. Его мама — не слишком умная толстая консервативная крестьянка. Его папаша Один не в состоянии ничего решить сам и составить хотя бы элементарную стратегию, и полагается на помощь богини любви и войны Фрейи, грудастой блондинки, вносящей в весь этот хаос хоть немного здравого смысла. Вообще, юмор здесь на высоте и к месту, и если вас когда-то пугали сухо написанные книги и статьи по мифологии, этот фильм вас порадует.

А визуальный стиль! Истинная сказка. Если я когда-нибудь захочу пересмотреть «Легенду викингов», это произойдет скорее всего из-за желания опять порадоваться красивой картинке. Перед нами привычная по американской анимации объемная компьютерная графика, но здесь «камера» скрывается за табличками и ветвями, давая инересные композиции, выписывает пируэты и подпрыгивает каждый раз, когда сотрясается земля (что случается часто — жанр такой). Цвета подобраны очень вкусно, а радужный мост в Валгаллу достоин отдельной оценки «ять».

Впрочем, не стоит обольщаться и ожидать шедевра. Несмотря на достоинства, перед нами — на сто процентов проходной продукт, пригодный лишь для однократного (в лучшем случае, двукратного) просмотра. Но если вам нужно легко и весело провести вечер, а организм требует юмора, экшена и приятной картинки, то лучше вариантов не найти. Фильм пока практически невостребован, но он достоин большего, и я рекомендую обратить на него внимание. 8/10.