Баллада о бородатом человеке

Баллада о бородатом человеке
Кадр из фильма «»
Экранизаций произведений Эдгара Аллана По было много. Прямо скажем, очень много. И большинство из них — это попытки растянуть небольшой рассказ на полуторачасовой фильм любой ценой (в основном, прибавлением нелепой любовной истории). Избежал ли «Ворон» подобной зловещей судьбы? В леденящем душу вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Одного из соавторов сценария «Ворона» зовут не иначе, как Ханна Шекспир! С таким-то именем автора можно было ожидать, что в плане сценария все будет хорошо: с выверенными персонажами и высококлассной драматургией.

Увы, именно в этом аспекте начинаются разочарования. Вроде, неплохая идея: сделать фильм про легендарного автора ужасов Эдгара Аллана По и показать, что и в его повседневной жизни случалась всякая пугающая дрянь — не зря же он про нее все время писал (на самом ничего такого, конечно, не случалось). Однако, ситуация, когда сценаристы не находят ничего лучше, кроме как взять набор не связанных друг с другом рассказов По, свалить их в кучу, толком не добавляя от себя ничего, и сделать самого По протагонистом, говорит уже о совсем откровенной лени.

Диалоги здесь зачастую ограничиваются фразами типа «я люблю тебя», сказанными без грамма иронии. По бы за такие дела лично поразрубал всей (не-)креативной команде фильма животы острым маятником. Сам же Эдгар Райс, простите, Аллан, прописан как алкоголик, страдающий от заносчивой оценки собственного таланта, сталкивающийся с равнодушием публики. Вроде неплохо — могло бы выйти что-то вроде Тома Уэйтса или Дага Стэнхоупа, но не выходит. Слишком легко он переходит от интеллигентских страданий к следовательским обязанностям, когда приходится спасать свой зад.

От кого спасать? А от полиции. Начинается все с того, что наш низкооплачиваемый автор (По был первым американским писателем, который зарабатывал на жизнь исключительно литературным трудом, что было смело в тот жестокий век отсутствия международного копирайта) появляется в таверне Балтимора, где ему не рады, ввязывается в пьяный скандал и идет восвояси спать. Пока неплохо. Но тут в городе начинаются убийства, сильно напоминающие его собственные рассказы, и у полиции возникает логичный вопрос: а не тронулся ли наш бородатый любитель кровавых картин окончательно? Вот и приходится писателю взяться за сыскное дело, чтобы доказать, что он невиновен. А зрителю — гадать, не окажется ли, что полицейские правы в своих подозрениях, и По просто морочит им голову?

Это, так сказать, интрига сюжетная. А вот в плане интриги кинематографической здесь все слабовато будет. Во-первых, фильм страдает болезнью Спилберга и Индианы Джонса: все слишком быстро. Режиссер Джеймс Мактиг («V — значит вендетта») настолько боится, что зритель заскучает, что не замедляет повествование ни на секунду, не дает нам толком познакомиться с персонажами и погрузиться в атмосферу, почти никогда не отключает тягучую скучную музыку, и в итоге создается частое для современного кино ощущение, что мы смотрим трейлер длиной почти в два часа. Монтажные стыки раз в 2–3 секунды и общее ощущение, что мы попали в мир плохих театральных декораций, напоминающих ужасную киноверсию «Призрака оперы» в постановке Джоэля Шумахера, усугубляют ситуацию. Зритель испытывает именно то, от чего режиссер так отчаянно пытался его оградить — скуку.

А еще перед нами актеры. Представляете себе, какая была бы сказка, если бы По сыграл Гари Олдман? Однако, Олдмана нам здесь увидеть не судьба. И даже Макгрегора, который в свое время подумывал сыграть главную роль. Вместо них имеем Джона Кьюсака. Сам По был скорее похож на Энди Кауфмана, а здесь его представляет штатный скучный голливудский красавчик Кьюсак. Ну и черт бы с ним — американское кино склонно к подобным условностям, но вот играет Кьюсак скучно и без искорки. Не его это типаж. Люк Эванс с ролью главного копа справляется достойно, но Элис Ив, играющая выдуманную возлюбленную По — клишированная пышногрудая блондинка. Все, конечно, возможно, но думаю, что у мастера кровавых ужасов в этом отношении был более экзотический вкус.

Только не подумайте, что фильм откровенно отвратительный — вовсе нет. Дла стопроцентно одноразового развлечения он смотрится неплохо, даже пара пугающих моментов есть. Просто он настолько средний во всех отношениях, что и зацепиться толком не за что.

Если хотите пройти литературную подготовку перед просмотром, вас ждут рассказы По «Убийство на улице Морг», «Колодец и маятник», «Маска красной смерти», «Сердце-обличитель», «Бочонок амонтильядо», «Убийство Мари Роже», «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» и поэмы «Ворон», «Аннабель Ли» и «Сон во сне». Правда, после этого сам фильм может показаться бледноватым. 5/10.