Только свистни – они появятся

Только свистни – они появятся
Кадр из фильма «»
Тим Бертон, Джонни Депп с бледным лицом, Хелена Бонэм Картер, хоррорное название и афиша в стиле мультяшной псевдоготики — перед нами все признаки стандартного фильма от дуэта Бертон-Депп, коих только в этом тысячелетии было уже четыре штуки. «Афиша Нового Калининграда.Ru» разбиралась, насколько предсказуемой получилась очередная работа американцев.

Все начинается как набор хоррорных клише, причем до такой степени, что создается впечатление, будто Бертон намеренно издевается над ожиданиями зрителей. Насыщенные темные цвета, 18-й век, Америка, какой-тобабник-капиталист с экзотическим именем, неудачая влюбленность, черная магия, падение с обрыва в океан, кадр в кадр скопированное с аналогичных падений в десятках других фильмов, вампир, гроб. Вступление как будто специально снято и нарезано для недоброжелателей, заявляющих, что Тим исписался. Или, если угодно, исснимался.

А вот потом на экране появляются вступительные титры, и начинается нечто интересное. Кадры со скромной девушкой, которая едет в поезде сквозь тусклую осеннюю природу под звуки Nights In White Satin, смонтированные в такт музыке на уровне, ничуть не уступающем тому, что Скорсезе выдал в «Злых улицах» и «Славных парнях», вызывают ощущение, близкое к катарсису. И это — только начало. Бертон в «Мрачных тенях» показывает себя мастером подбора музыки и ритмичного монтажа. Сюжет фильма разворачивается в начале 70-х. Более плодотворное в музыкальном плане время трудно себе представить. Помимо The Moody Blues, нас ждут песни самых разных семидесятников, от милой попсы Элтона Джона и The Carpenters до буги T-Rex и металла Black Sabbath, плюс сам мистер Барри Уайт во время весьма оригинальной эротической сцены. А снятое специально для фильма выступление Элиса Купера уделывает даже Ника Кейва в «Небе над Берлином». Вообще, для человека с имиджем интроверта, поселившегося в башне из слоновой кости, Тим показывает неслабое знание рока 70-х.

Впрочем, фильм не ограничивается ролью высококлассного видеоклипа на классические песни — хотя в этом качестве он делает свое дело отлично. Как известно, перед нами свободный ремейк увлекательного, но несколько устаревшего одноименного телесериала 60-х — 70-х годов прошлого столетия. И если оригинал был вполне серьезным хоррорным детективом, то тут Бертон откровенно стебется над жанровыми клише, выдавая на гора свою первую настоящую комедию со времен «Марс атакует!». «Мрачные тени» — очень веселый фильм. Сама история про пафосного, жадного до женского пола вампира, оказавшегося в Америке времен контркультуры, рока, психоделики и протестов против Вьетнамской войны дает бездну возможностей для сюрреалистического юмора, и Тим использует ее с чутьем и размахом. Помните: если вы как-то раз вечером встретите бледного незнакомца в плаще с большими темными кругами под глазами и длинными когтями, спрашивающего у вас совета о том, как следует ухаживать за женщинами в вашем веке, вас ждет очень интересный разговор; правда, остаться живым после его окончания вам едва ли суждено.

В роли вампира-протагониста имеем, как повелось, Джонни Деппа, и он, как повелось, приятен и харизматичен, но предсказуем. В который уже раз Депп играет в фильме Бертона бледного манерного персонажа в черной одежде? Никак не меньше, чем в третий. Экранное время с ним делят слегка переигрывающая, но эффектная Эва Грин в роли ведьмы, страдающей от несчастной влюбленности, Хелена Бонэм Картер как главный эксцентрик картины наравне с Деппом, сдержанная Мишель Пфайффер и, наконец, знакомая нам по «Хранителю времени» Хлоя Морец (в небольшой роли засветился еще один постоянный сотрудник Бертона Кристофер Ли).

Фильм, как и следовало ожидать, чертовски красив. Бертон не теряет свою хватку блестящего стилиста, и четкие, выверенные, сложные движения его камеры — приятная редкость в современном мэйнстримовом кино. В плане дизайна имеем как стандартную (но по-прежнему радующую глаз) псевдоготичность, так и бытовую Америку 70-х — новую территорию, которую Бертон осваивает с большим успехом.

Впрочем, не все коту масленица. Во-первых, фильм-таки во многом производит впечатление стандартной работы дуэта Бертон-Депп. Во-вторых, концовка кажется откровенно смазанной, «голливудской», да еще и намекающей на возможное продолжение в традициях Джорджа Лукаса.

И все же ругаться нет никакого желания, ибо Тимми снова на коне. Конечно, будут писать (и уже пишут) что, мол, Бертон уже не тот, да и фильм совсем не то, что сериал (разве это плохо?), но я вышел из зала, улыбаясь во весь рот. Если вам нравится «Марс атакует!», то «Тени» тоже почти гарантированно порадуют. Но в любом случае фильм я рекомендую, и без зазрения совести ставлю ему 8/10.