Записки из подвалья

Записки из подвалья
Кадр из фильма «»
На сеансе «Запретной зоны» (вариант перевода без обиняков — «Чернобыльские дневники») было много смеха, особенно женского. Его было настолько много, что можно было предположить, что перед нами лучшая комедия месяца. Однако фильм позиционирует себя как хоррор. В чем причина такого конфуза, и стоит ли на сеанс рваться фанатам Бастера Китона, выясняла «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Дорогие кинозрители, вас ждет самое романтическое приключение вашей жизни. Экзотические места, юмор и, конечно же, влюбленные молодые люди — разве перед нами не идеальный фильм для свидания? Правда, местные жители не всегда оказываются дружелюбны к героям-любовникам, ну так это ведь дает лишний повод кавалерам показать себя героями перед своими дамами, поиграть мышцой и щетиной! Откиньтесь в своем кресле, расслабьтесь, и приготовьтесь к лучшей романтической комедии уходящей весны.

А теперь серьезно. Перед нами настолько клишированный survival horror, что зубы сводит. Как смастерили когда-то в 90-е идиотский «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и его еще более идиотский сиквел, так с тех пор ничего и не изменилось — подобных фильмов про кучку вопящей молодежи в опасности вышли десятки, и все они ничуть друг от друга не отличались. Вот и теперь перед нами фильм, стремящийся соответствовать формуле с завидным отсутствием оригинальности, креативности и интеллекта. Шутка ли, умным людям живется плохо, в том числе, вероятно, и создателям умных (не обязательно интеллектуальных) фильмов.

Суть сюжета: невероятные приключения итальянцев в России, пардон, американцев на Украине, в заброшенном городке Припять близ Чернобыльской АЭС. Поначалу все неплохо, хотя и предсказуемо: один из молодых людей, самый резвый и небритый, затаскивает своего младшего брата и двух девиц на нелегальный тур в Припять. По дороге к ним присоединяются еще двое. Они разгуливают среди унылых заброшенных хрущевок (мысленная заметка: заброшенные хрущевки абсолютно ничем не отличаются от жилых, и Припять до сих пор выглядит как среднестатистический российский городок) и удивляются, что место, в котором когда-то было «так много жизни» (ха!) заброшено. А вот потом начинаются проблемы. Допустим, вам известно, что Чернобыльская авария, вопреки многим предсказаниям ученых, не вызвала никаких генетических мутаций у местных животных? Ну разве что какие-то черви стали размножаться половым путем. Так вот, если вы этого не знали, то я, сообщив этот вполне научный факт, испортил вам всякое удовольствие от фильма, ибо «Запретная зона» — очередная американская кинолента, создатели которой наживаются на невежестве зрителя. Как только мы видим первых мутировавших животных, можем смело предположить, откуда ждать опасности.

А теперь пройдемся по клише.

Молодые тупицы? Есть! Здешняя группа подростков — полный антипод троицы из «Мечтателей». Они ничего не читают, ничего не слушают, ничего-де-факто не знают, им не о чем поговорить, кроме выпивки, секса и туризма. Они настолько плохо прописаны и безжизненны, что сопереживать им и бояться за их жизнь становится трудновато. Наоборот, ждешь, когда же их кто-нибудь прихлопнет.

Много криков в темноте? Есть! Кричат местные девицы много и почти с радостью. Мысль о том, что этим они могут только навлечь опасность, их не останавливает. Выглядит так, как будто авторы посылают зрителю сигнал. «Эй, приятель, здесь нужно бояться! Давай, бойся, мы тебе лишнее ведерко поп-корна дадим».

Много кадров с трясущейся камерой и посторонними амбиентными шумами? Двойное есть! Фильм вроде не стремиться создать ощущение found footage, то есть того, что сами персонажи снимали происходящие на мобильники и прочие гаджеты, а кто-то потом нашел их съемки; однако, многие кадры выглядят именно так. Но это ощущение киноправды полностью перекрывается внешними шумами, которые по задумке должны усиливать напряжение, а на поверку его почти полностью убивают.

Вообще этот фильм, как и «Борат», вовсю пользуется стереотипами, оставшимися со времен Холодной войны. А именно, невежеством некоторых американцев, которые думают, что, мол, русские (украинцы, казахи — неважно, хоть чехи) — такие психи, что у них что угодно возможно.

Впрочем, не все так плохо. Первая половина фильма, когда еще непонятно, с чем именно мы имеем дело, смотрится вполне увлекательно и напряженно. Плюс, операторская работа, кроме вышеупомянутых трясущихся кусков, выглядит достойно, и хрущевки (кстати, снятые в Венгрии — наследие Варшавского договора; реально на Украине не было снято ни одного кадра) интересно выгибаются при съемках широкоугольными объективами. Ну и актеры, хоть и играют отвратительно прописанных персонажей, раздражают не слишком сильно, кроме тех криков.

Но самое главное — в качестве комедии этот фильм, вообще не задумывавшийся как комедийный, делает свое дело прекрасно. Гарантирую, все его попытки вас напугать вызовут у вас, дорогой кинозритель, приступы истерического смеха, которые продолжатся даже после выхода из кинозала. 4/10.

P.S. А нам неплохо бы задуматься о том, почему хрущевки, которые для американцев выглядят как уродливая экзотика и удачный антураж для фильма ужасов, для нас остаются нормальной повседневностью.