«Откровения» — французская социально-психологическая драма, и, как это часто бывает во французском кино, тема секса занимает в ней центральное место. Однако обстановка в зале «Артишок» кинотеатра «Заря» при показе фильма вовсе не казалась интимной: зрителей хватало, и многие из них начинали неловко смеяться во время самых откровенных сцен. Насколько комична картина на самом деле, выясняла «Афиша Нового Калининграда.Ru».
«Откровения» — эротический фильм в лучшем смысле этого слова. Он не имеет ничего общего с софткор-порно, которое показывают по ТВ субботними ночами. Обнаженки тут вообще мало, а когда она появляется на экране, выглядит так, как должна: голые тела, по отдельности или друг на друге, снятые неподвижной камерой со штатива или из рук. Фильм как бы говорит нам: в голом человеческом теле и в сексе нет ничего необычного, это просто физиология, все в порядке, расслабьтесь. В данном плане «Откровения» гораздо ближе к «Мечтателям», чем к тому же «Чтецу», где создатели пошли по самому позорному, трусливому пути: как только в кадре мелькала голая грудь Кейт Уинслет, они как бы тут же начинали стыдиться того, что только что нам показали, и делали монтаж на крупный план ее лица. К сожалению, стыдливый монтаж характерен для большинства эротических сцен в современном кино, и я очень рад, что «Откровения» действуют по-другому.
Итак, обнаженки здесь мало, но темы секса, размышления о сексе и его роли в жизни человека пронизывают здесь все повествование от первого до последнего кадра. Скромная журналистка средних лет Анн (Жюльет Бинош), замужняя и с двумя детьми, берется за статью о проститутках в Париже. Пикантности теме добавляет то, что обе «ночные бабочки» (их скорее стоит называть «сетевыми бабочками», так как на клиентов они выходят исключительно через интернет), которые согласились дать ей серию интервью — студентки парижских учебных заведений, для которых проституция — не столько насущная необходимость, сколько способ повысить текущее благосостояние.
Анн, как водится, начинает общаться со своими «подопытными субъектами» свысока, после чего обнаруживает любопытную вещь: все ее стереотипы о бесправных проститутках, живущих в вечном унижении, оказываются не то чтобы полной чепухой, но заметно преувеличенными. Им нравится их работа! Конечно, в рассказах девушек есть несколько моментов, которые показывают откровенный садизм клиентов, но и в этих случаях у них получается найти некоторое удовольствие. Представления Анн о «нормальной жизни» начинают понемногу съезжать с катушек. А у нее дома — два ребенка, которые достали, и муж, который ей не нравится и с которым нормальных сексуальных отношений давно не было. Анн погружается в мир собственных сексуальных фантазий, становящихся все более и более дикими.
Итак, секс — основа человеческого мировосприятия, говорит нам режиссер Малгожата Шумовска, выпускница киношколы в Лодзи, среди выходцев из которой — Анджей Вайда, Роман Полански и Кшиштоф Кислёвский (правда, они там учились еще во времена «совковой» Польши). Посмотреть на сексуальность глазами женщины всегда интересно, и в итоге она не так уж отличается от взгляда на секс незабвенного доктора Зигмунда. В сюжетном плане фильм может временами провисать, но это его не портит. В конце концов, наблюдать за внутренними переживаниями, мыслями и фантазиями героев, тем более болезненными, всегда интересно.
В плане съемок здесь все предельно скромно и близко к документалистике, но не совсем — полностью перейти к документальной манере пани Шумовска не решилась. Поэтому хоть и нечастый, но монтаж, наблюдать придется. При этом съемки по большей части идут с рук, и, похоже, на цифровую камеру. Эта манера совершенно привычна нам по американским низкобюджетным инди-фильмам, но здесь она делает свое дело хорошо. Хотя можно было и покреативнее.
Жюльет Бинош — как главный козырь, так и главный недостаток фильма. Она, конечно, прекрасная, харизматичная актриса, и к роли приспособилась здорово. Проблема возникает с другой стороны — в плане аутентичности. В то, что женщина с такой внешностью может оставаться скромной сексуально неудовлетворенной женой и не подвергаться регулярным рейдам со стороны самцов разных возрастов, верится с трудом. Я, конечно, не считаю, что ее стоило обрядить в стереотипный костюм скромницы, с толстыми очками и заколотыми на затылке волосами — это было бы откровенно глупо. Но если бы она хотя бы вела себя чуть более зажато и асоциально... Но нет, везде здесь мы видим привычную нам приветливую Жюльет. Неубедительно.
Но стоит слегка смирить свое недоверие, и перед нами на экране возникает отличный психосексуальный анализ современной городской жизни. Любителям взрослых, честных вещей, не боящимся копаться в своих и чужих мозгах, рекомендуется однозначно. 8/10.