Брюс Уиллис, жаркая Испания, дорогие, часто разбиваемые автомобили и загадочные агенты спецслужб в черной одежде — на первый взгляд кажется, что перед нами очередной представитель того особого жанра под названием «боевик с Брюсом». Насколько это соответствует истине, выясняла «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Скажу сразу: те зрители, которые отправятся на «Средь бела дня» посмотреть на Брюса Уиллиса с серьезными пушками в руках, окажутся серьезно разочарованы. Через полчаса с начала повествования Брюс, играющий заботливого стареющего главу семейства, выбывает из повествования, и зритель остается один на один с его «сыном», протагонистом-рассказчиком в исполнении Генри Кэвелла. Тут, собственно, и начинается экшен.
И начинается совсем неплохо. Семья собирается на яхте, пьет вино и плавает вдоль побережья Испании. Все вроде безмятежно, но в атмосфере чувствуется нечто зловещее, одновременно напоминающее «Нож в воде» (Полански — главный кинопроводник идеи того, что в воде кроется смертельная опасность) и «Челюсти». Кэвелл (его персонажа зовут Уилл Шоу) недоволен, у него дома проблемы с бизнесом, он не очень-то хочет там быть, но делает хорошую мину при плохой игре. Ему надо отправиться в город, он прыгает с яхты и проплывает неслабое расстояние до побережья (я даже удивился), а после возвращения обнаруживает, что никого на яхте-то и нет. Ему делается обидно, и он отправляется на поиски.
А вот потом становится плохо. Хорошая водная интрига быстро переходит в как бы триллер с какими-то агентами ЦРУ, израильтянами, клишированными пытками (привязываешь человека к стулу и лупишь, чего ж тут оригинальничать), гонками со стрельбой из окна и главным героем, который готов хоть два километра пролететь по воздуху и шмякнуться оземь, после чего встать и доковылять до мотоцикла, на котором его отвезут к месту получения медицинской помощи. После чего он будет цел, невредим, и о его мучениях будет напоминать лишь единственный синяк на скуле.
Ах да, главный герой. Не знаю, что уж помешало режиссеру-французу Мабрук Эль Мекри («Ж.К.В.Д.« — говорят, вовсе неплохо) и его команде использовать Брюса Уиллиса в главной роли и соответственно написать сценарий — может, денег не хватило, а может, студия дала указ продвигать молодое дарование. Проблема в том, что дарование оказалось не слишком одаренным. Генри Кэвелл — очень скучный актер. Он, конечно, не вызывает физиологического отвращения, как какой-нибудь Элайджа Вуд или Дэниэл Рэдклифф. Он не вызывает вообще ничего. Это просто актер, которого можно было бы заменить на двухметровую куклу Кена, и ничего бы не изменилось. Возможно, авторам стоило бы перенять эту идею у Тодда Хэйнса («Суперзвезда: История Карен Карпентер»), тогда бы вышло весело. А так получается, что с весельем совсем плохо, ибо помимо прочего Кэвелл начисто лишен одного из важнейших качеств для экшен-звезд: чувства юмора. То же касается сценаристов.
Далее. Стилистика. Здесь все плохо. Эль Мекри не стремится повторять подвиги Майкла Манна, но как только дело доходит до экшен-сцен, начинается по сути то же самое: камера дергается, мельтешит, прыгает, и ничего невозможно разобрать. Как будто француз хотел наказать зрителя: пришел на боевик — получи боевиковые сцены, в которых даже непонятно, кто кого бьет. Хотя такое в боевиках последнего времени бывает, к сожалению, часто. Плюс, амбиентная музыка играет не всегда, но большую часть времени, и уж точно во время всех драматичных (читай: огнестрельно-скоростных) сцен. А большое количество амбиентной музыки — вернейший признак того, что перед нами фильм, сделанный без воображения.
Из достоинств можно заметить, как уже сказано, завязку, Брюса, достойную игру Сигурни Уивер в роли опасной женщины со стальными нервами, красивые виды Мадрида, и, наконец, наличие-таки нескольких напряженных сцен — например, того же номера на крыше, пока протагонист неожиданно не обнаруживает в себе способности супергероя. Еще стоит заметить, что сценаристы сумели избежать банальной любовной истории как раз в том месте, где зритель начинает ее ожидать. Получилось нечто в духе Дарта Вейдера, но все равно хорошо.
Впрочем, в цельную и хорошую картину это все не складывается. Слишком быстрый ритм, не дающий зрителю почувствовать контраста, скучный протагонист, постоянные нелепые клише и отсутствие хоть какого-то воображения и юмора — все это делает «Средь бела дня» весьма унылым зрелищем. Но по крайней мере фильм быстро заканчивается. 4/10.