Рубиновые искры креативности

Рубиновые искры креативности
Кадр из фильма «»
Трейлер к этой оригинальной романтической истории выглядел интригующе, и вот, наконец, сам фильм появился на большом экране «Зари». В том, насколько Зои Казан смогла совместить работу актрисы и сценариста, насколько удачно режиссеры Валери Фарис и Джонатан Дэйтон («Маленькая мисс Счастье») смогли претворить ее сценарий в жизнь, и насколько актер Пол Дано оправдал кредит доверия, выданный ему зрителями и критиками за «Нефть», разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Зои Казан и Пол Дано выглядят настолько похоже, что смотреть любовную историю с ними двумя порой становится неловко. Круглые, вечно детские лица с широкими носами — временами кажется, что на экране происходит инцест. Или даже особо развернутый сеанс мастурбации — учитывая роль воображения протагониста в истории. Однако, факт есть факт: Дано и Казан не только играют в «Руби Спаркс» любовников, пусть и несколько необычных, но и встречаются в реальной жизни уже лет пять как. А режиссеры Джонатан Дэйтон и Валери Фарис — вообще муж и жена. Здесь самое время было бы с придыханием завопить — мол, как это мило: столько любви на съемочной площадке любовного кино! Но это было бы слишком уж для домохозяек, так что сосредоточимся на фильме.

Пол Дано играет подходящую для него роль молодого нервного интеллигента. Он — писатель, добившийся успеха уже в 19 лет, а теперь испытывающий жестокий творческий кризис. Успех и публику он не любит и побаивается, социальные связи заводить не умеет, на его счету одна неудачная любовная история и громадные сексуальные комплексы. Единственная женщина, с которой он проводит время, живет в его снах. Зато какие это сны! Чертовски хорошие сны, красивые и цветастые, возвращающие нас аж к «Бразилии» Гиллиама.

Это все его очень увлекает, и он по наущению своего психоаналитика начинает писать о девушке с оранжевыми волосами и в яркой одежде, которой он дал подходящее имя — Руби («рубин»). Погружение в творчество оказывается настолько всеобъемлющим, что как-то раз, выйдя на кухню своего очень неплохого дома, он обнаруживает, что Руби стоит там во плоти, да еще и ведет себя так, как будто знает его всю жизнь. Что за…? Немного пометавшись по дому и постукав себя по голове, он понимает, что Руби никуда деваться не собирается, и очень удивляется его неадекватному поведению. У него сразу возникают резонные вопросы: он окончательно спятил, или происходит нечто сверхъестественное? И если он поменяет что-нибудь в своей истории про Руби, изменится ли она в реальной жизни?

Все это очень напоминает одну из тех американских «сумасбродных комедий» 30-х—начала 40-х. Вполне можно представить себе подобный сюжет в исполнении, скажем, Кэри Гранта и Кэтрин Хепберн. Но вместо мачо-лидинг-мэна Гранта мы здесь имеем нелепого очкарика-невротика Пола Дано, и это здорово, это усложняет фильм. Перед нами не просто комедия, хотя посмеяться здесь есть над чем, перед нами также отличная, свежая любовная история, но главный, пожалуй, слой фильма — демонстрация опасностей закомплексованного мужского эго, стремящегося доминировать над женщиной и переделать ее под себя. Это похоже на «В укромном месте» и «Бешеного быка».

Пол Дано, Зои Казан, Антонио Бандерас и Аннетт Бенинг — все сыграли здесь заметные роли, и все сыграли их хорошо (даже Бандерас, который со своей седой бородой отдаленно напоминает Тосиро Мифунэ в «Рыжей бороде»), но особенно выделяется Дано. Здорово, что такой актер может в наше время играть главные роли. В современном комедийном кино, где почти все главные мужские персонажи делятся на «мачо» и «ботанов», приятно и неожиданно увидеть такого протагониста — сложного, невротичного и рефлексивного, да еще и здорово сыгранного. Полу Дано жирный зачет.

Еще одно достоинство фильма — эротика. Здесь нет открытой обнаженки (хотя Зои Казан уже была эффектно «разоблачена» в «Дороге перемен»), но, в отличие от многих других комедий, «Руби Спаркс» не игнорирует секс и не преподносит его с чувством стыдливого смеха, достойного «Бивиса и Баттхэда», а показывает его как нормальную часть человеческой жизни. Наконец-то взрослый взгляд.

Из недостатков фильма можно выделить разве что несколько неуверенную операторскую работу. Не то, чтобы она выглядела дилетантски — хотя заметно трясущаяся камера явно намекает нам, что все съемки велись из рук, как будто все очень торопились — но с более тщательной проработкой ракурсов и хотя бы несколькими сложными длинными кадрами это все смотрелось бы разнообразнее. Зато музыка подобрана отлично.

Итого: все здорово. «Руби Спаркс» — это такая романтическая комедия, после которой сам термин «романтическая комедия» может перестать считаться ругательством, каковым он за последние лет двадцать стал. Перед нами фильм, в котором есть психология, романтика, юмор, да еще и намек — недобрым молодцам урок. 8.5/10.