Дорожку молодым

Дорожку молодым
Кадр из фильма «»
4 октября, спустя шесть лет после выхода в свет романа Сергея Минаева «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке», на экраны отечественных кинотеатров вышло почти одноименное кинотворение режиссера Романа Прыгунова с Данилой Козловским в главной роли. Оставим рассуждения о том, не устарел ли «Дyxless» за шесть лет, и посмотрим, насколько удалось молодому актеру амплуа «героя нашего времени».

Скажу вам прямо, рецензию на этот фильм можно было написать по трейлеру. Правда, я его (трейлер) не смотрел. В отличие от фильма. Итак, дано: сюжет на основе дебютного романа Сергея Минаева, Федор Бондарчук в качестве одного из продюсеров и его молодой протеже Данила Козловский, знакомый нам по безликой игре в прошлогодней киноленте «Шпион», в главной роли.

К счастью, здесь он избавлен от необходимости заниматься поисками и разоблачением неведомого врага; главная задача Данилы на ближайшие 1,5 часа — пить, курить, таскаться по клубам и телкам и совершенствовать навык сворачивания в трубочку стодолларовой купюры. Мимические жесты, освоенные актером во время предыдущих съемок, пригодились и здесь: время от времени туповатое лицо протагониста, выражающее, по замыслу создателей картины, безудержную работу мысли, озаряется столь же бессмысленной улыбкой, означающей, в зависимости от ситуации, разоблачение коварных планов антагониста, проявление нежных чувств к особе противоположного пола либо отсутствие какой-либо мозговой активности.

Говорить Максу (так зовут главного героя) много не приходится — голос за кадром делает это за него, отчего «Дyxless» становится отчаянно похожим на «99 франков» Яна Кунена (книгу Минаева, помнится, тоже сравнивали с романом Фредерика Бегбедера, в основном — в ироничном ключе). В растекшемся клоунском макияже на его лице в одной из сцен кто-то вполне может разглядеть пошловатую аллюзию на Джокера в исполнении Хита Леджера. Не менее плоским выглядит и эпизод с появлением в кадре предводителя стерхов всея Руси в образе супергероя, хотя это единственный момент фильма, вызывающий всеобщий смех в зале, и его нужно ценить по крайней мере за это.

Среди положительных сторон киноленты следует отметить эффектный визуальный ряд, прямо-таки отсвечивающий глянцем и гламуром — явная заслуга Романа Прыгунова, успешно реализовавшего себя до большого кино в музыкальном видео, и приглашенного им молодого оператора Федора Лясса, — местами неплохое музыкальное сопровождение и строго дозированное количество дерганого монтажа, несмотря на обилие клубных сцен.

В целом картина представляет из себя разбавленную соплями, но, в отличие от печатного оригинала, лишенную излишнего драматизма немудреную историю топ-менеджера, волею темных сил (точнее, собственного слабоумия) выброшенного на свалку московского бизнес-мира. Особенного сочувствия к себе протагонист не вызывает, оставляя пространство для рассуждений критично настроенных граждан о потерянном в 2000-е поколении молодых людей. А спасти положение неудачника и зажечь для него свет в конце тоннеля призвана хорошенькая активистка арт-группы «Краски» (читай «Война»).

Фильм рекомендуется к просмотру всем поклонникам творчества Сергея Минаева. Не являющимся таковыми следует запастись попкорном и терпением — обилием экшена «Дyxless» похвастать не может. Главное, не принимать все близко к сердцу и помнить, что все происходящее на экране — вымысел.