Ситар играл

Ситар играл
Кадр из фильма «»
Выход этого документального фильма Мартина Скорсезе о жизни Джорджа Харрисона был приурочен к десятилетней годовщине смерти гитариста The Beatles. Однако, на российских экранах он появился на год позже. В преддверии его телепремьеры на Первом канале 12 октября «Афиша Нового Калининграда.Ru» выясняла, не утратила ли работа знаменитого режиссера актуальности за прошедший год, а также насколько это все-таки тяжело — жить в материальном мире.

В фильме Мартина Скорсезе «Славные парни» есть сцена, которая стала знаковой для истории кинематографа: гангстер-протагонист Генри Хилл (Рэй Лиотта) на всех парах несется на автомобиле от точки к точке (оружие, кокаин) с красными глазами и вспотевшим лицом, нервозно высматривая в небе полицейский вертолет. Параноидальности сцене придают быстрый монтаж и песни, резко сменяющие друг друга на звуковой дорожке, но особенно среди них выделяется «What Is Life» Джорджа Харрисона. В этой сцене чувствуется, что Скорсезе ценит музыку Харрисона и понимает ее — или по крайней мере стремится понять.

Поэтому неудивительно, что режиссером документального фильма про жизнь музыканта стал именно он. Кинокомпании многократно обращались к вдове Оливии Харрисон с момента смерти Джорджа в 2001 году с предложениями о биографическом фильме, но она отказывалась, мотивируя свое решение тем, что Харрисон сам хотел сделать фильм о своей жизни, для чего много лет собирал фотографии и видео, и раз не получилось, то и не надо. Наконец, после встречи с Марти, она согласилась, предоставив ему собранный Харрисоном архив и подписавшись на роль продюсера. Скорсезе принялся за работу, совмещая ее с созданием «Острова проклятых».

Отличия «Жизни в материальном мире» от «Нет пути назад» про Боба Дилана соответствуют разнице между героями. Обе ленты сделаны на высшем уровне, но если «Нет пути назад» — холодный, мизантропический, несколько интровертный фильм, требующий от зрителя напряжения и активного участия, то «Жизнь…» с первых же кадров распахивает аудитории свои теплые объятия и приглашает приятно и с пользой провести три с половиной часа, набираясь мудрости и терпимости, которые были отличительными чертами необычной рок-звезды по имени Джордж Харрисон.

Вы любите музыку The Beatles? Казалось бы, в России этот вопрос заведомо абсурден, однако лично я никогда не был большим фанатом «the fab four». То есть, их музыка для меня звучала приятно, но желания активно слушать альбомы The Beatles не возникало. Тройка электрических альбомов Боба Дилана 1965–66 годов для меня стояла несравненно выше, чем все, сделанное «битлами». Однако после «Жизни в материальном мире» я начал менять свое отношение. Конечно, фильм касается, прежде всего, Джорджа и его личной истории, но сцены, рассказывающие о становлении, развитии и распаде The Beatles, вырезки из их концертных выступлений и студийной работы обильны, мастерски подобраны и скомпонованы и отлично подогревают интерес к работам группы. Не последнюю роль играют и свежие интервью с Полом Маккартни и Ринго Старром.

Помимо них, в качестве объектов интервью выступили Эрик Клэптон, Терри Гиллиам, Том Петти, Йоко Оно, Джордж Мартин, Фил Спектор (несмотря на его недавнюю криминальную историю — отдельное спасибо Скорсезе за решимость в этом вопросе), Джеки Стюарт и сама Оливия Харрисон, беседы с которой вышли особенно интересными и личными.

Фильм построен по принципу «говорящие головы плюс архивные кадры». Здесь нет рассказчика, Скорсезе позволяет интервью и музыкальным кадрам вести повествование вперед. Получается крайне увлекательно. Мы видим все основные этапы жизни Джорджа: детство, подростковый возраст, формирование Битлов, успех, невроз, связанный со статусом знаменитости, первые психоделические опыты, увлечение индийской культурой, распад группы, сольная деятельность, дружба с Пайтонами и создание кинокомпании, Traveling Wilburys, нападение психопата, смерть. Все это смотрится почти на одном дыхании, и осилить этот 3,5-часовой фильм вполне можно в один присест.

Впрочем, здесь как раз есть к чему придраться (и придираются). Сольная деятельность Харрисона показана достаточно скомкано. Про запись «All Things Must Pass» рассказано подробно, но история создания его последующих восьми студийных альбомов (включая сам «Living in the Material World», который дал название фильму) почти не освещена.

Но это — мелкая придирка. Зато мы увидим: Харрисона-музыканта, Харрисона-семьянина, Харрисона-друга, Харрисона-садовника, Харрисона-создателя независимой кинокомпании, и, главное — Харрисона-мудреца, научившегося «не рассматривать своих друзей под микроскопом» и воспринимать жизнь спокойно и взвешенно.

Рекомендуется к просмотру однозначно, причем независимо от вашего отношения к The Beatles. Мартин Скорсезе по-прежнему превращает в золото все, к чему прикасается, уже в который раз показывая высшее мастерство в деле создания документального кино. Претензии заядлых фанатов Битлов и Харрисона к фильму по-своему обоснованы; я же, как просто поклонник рок-музыки и документального кино, а также тех случаев, когда эти формы пересекаются, осмелюсь предположить, что «Жизни в материальном мире» обеспечено место среди лучших рок-документари в истории. Посмотрите этот фильм, и вполне возможно, что ваша собственная жизнь в материальном мире покажется немного легче. 9.5/10.