Электрический зомбипес

Электрический зомбипес
Кадр из фильма «»
«Франкенвини» Тима Бертона — это ремейк его одноименного короткометражного фильма 1984-го года, и одновременно новая вещь. На этот раз мы получили анимацию, в которой, по сравнению с лайв-экшеновым оригиналом, больше стало всего: длительности, персонажей, спецэффектов, тем и энергии. Из оригинала остался сюжет про мальчика, оживляющего собаку, и прекрасное черно-белое визуальное оформление. Насколько внутренняя красота фильма оказалась соответствующей красоте внешней, разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Мне нравится Тим Бертон. Этот вечно взъерошенный, стеснительный режиссер вдохновляется главным образом старыми фильмами ужасов, зачастую откровенно трешевыми (чего он не только не скрывает, но и выставляет напоказ — отсюда его биографический фильм про Эда Вуда), но при этом сам делает картины, которые, при внешней хоррорности, представляют собой трогательные истории, в которых те персонажи, которые по идее должны пугать (и пугают — дежурных зевак-обывателей из числа персонажей фильмов Тима) оказываются непонятыми неудачниками, достойными сочувствия. И несмотря на успех и богатство Тима, нельзя отделаться от ощущения, что все это относится к нему, и его фильмы в той или иной степени автобиографичны — отсюда хорошая, не кажущаяся слащавой сентиментальность его работ. Как было сказано в его «Крупной рыбе», «все те существа, которых мы воспринимаем как опасных и страшных, просто одиноки и нуждаются в общении».

Поэтому я всегда рад, когда у Тима получается хорошее кино — а это, прямо скажем, бывает не всегда. Но на этот раз можно констатировать четко и уверенно: у Бертона все получилось, он снова вышел победителем. Но давайте подробнее.

Мальчик по имени Виктор Франкенштейн («Франкенвини» — похоже, кличка, данная ему режиссером, означающая примерно «Маленький Франкенштейн») живет со своими родителями в стандартном домике американского среднего класса и увлекается физикой и кино. Кино здесь играет особую символическую роль — в самом начале мы видим, как Виктор показывает родителям самодельный фильм, и мы замечаем его маниакальное увлечение всем, что связано с созданием кино. Этот кинематографический фетишизм автобиографичен, но он также связывает «Франкенвини» с «Хранителем времени» Скорсезе. В этом небольшом фильме, сделанном Виктором, снята его собака — замечательный бультерьер по имени Спарки, единственный друг нелюдимого ребенка. Впрочем, Виктору такого друга вполне хватает. И все здорово, но как-то раз вследствие родительской глупости собака попадает под машину — и все, конец идиллии.

Но Виктор — не из тех, кто легко сдается. Вдохновившись наглядными демонстрациями роли электричества в мышечной системе, проведенными учителем физики мистером Ржикрузски (очень похожим на Винсента Прайса), он решает пойти на кладбище, выкопать хладный труп любимого терьера и оживить его. И, что характерно, это получается! Оживший заштопанный Спарки смотрится даже лучше себя старого, но возникает и масса новых проблем. Во-первых, соседи, боящиеся, в лучших традициях Бертона, всего необычного. Во-вторых, завистливые одноклассники, которые понимают, что Виктор может за свое успешное повторение опытов доктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли получить приз на конкурсе экспериментов по физике, и пытаются слямзить его идею. Развивается конфликт, а за его разрешением уже придется наблюдать вам, дорогие кинозрители.

Пожалуй, такого эмоционального накала у Бертона не было со времен «Эдварда руки-ножницы», которого эта версия «Франкенвини» больше всего напоминает. Здесь есть все элементы: трогательный одинокий протагонист (Виктора и Спарки можно смело воспринимать как единое повествовательное целое), глупые обыватели, которые его боятся, мудрый усатый ментор, и, увы, большое количество статистов. Да, частый недостаток фильмов Бертона повторяется и здесь. Помните этих невероятно скучных, плохо прописанных бойфрендов Вайноны Райдер и Элисон Ломан из «Эдварда» и «Крупной рыбы» соответственно? Так вот, здесь все завистливые одноклассники Виктора так же скучны. Но визуально они сделаны очень интересно.

Вообще, если забыть о сюжете, можно смотреть «Франкенвини» просто ради фантастически красивого визуального оформления. Черно-белый пластилиновый мультфильм во времена повальной цветастой компьютерной графики — это мечта, и воплощена она отлично, с тщательностью и изобретательностью.

В общем, ай да Тимми! Несмотря на некоторые недостатки — неоригинальность и нескольких плохо прописанных персонажей — он выдал один из лучших своих фильмов. Картина, в которой хватает воображения, человечности и юмора, которую могут с равным удовольствием и пользой смотреть и взрослые, и дети — но которая при этом никак не вписывается в смазливый шаблон «семейного кино». Спасибо, Тим. Надеюсь, что в следующий раз ты сделаешь что-нибудь такое же хорошее, но действительно новое. 9/10.