Конечно, правильнее было бы сказать «хрен с холма» — ведь по-английски «Silent Hill» означает «Молчаливый холм», что звучит вполне загадочно и пугающе, однако убавляет маркетинговые качества продукта — но не будем идти против классики. Надо сказать, что этот «молчаливый холм» — не очень-то холм, а обычный североамериканский городок, хоть и посыпанный пеплом; и не слишком-то он молчалив: в нем только и делают, что безумно бормочут, скандируют фанатические молитвы и, конечно, орут — причем громко. Но сможет ли фильм заставить зрителя орать так же громко — от ужаса? С воображаемым счетчиком адреналина на сеанс отправилась «Афиша Нового Калининграда. Ru».
Скажу сразу: рецензию я пишу без всякого знания предмета. Ни в один из «Сайлент хиллов» я не играл и первую часть фильма не смотрел. Непрофессионально? Еще бы! Но я смею надеяться, что среди читателей найдется некоторое количество людей, которые — без желания или времени подробно знакомиться с предметом — захотят решить для себя: посещать или не посещать сеанс. И тогда то, что я пишу эту заметку как самый что ни на есть хрен с горы, окажется преимуществом.
«Сайлент Хилл-2» — это фильм ужасов, но это не банальщина вроде «Запретной зоны» и «Синистера». «Принципы ужаса» «Сайлент Хилла-2» действуют иначе, они не основаны на громких взрывах смычковых, сопровождающих каждый момент, задуманный как пугающий; такое здесь тоже есть в малом количестве, но суть не в этом. Главное другое: больной мир и такие же больные существа, населяющие его. Сеттинг и персонажи второго «Холма» выглядят так, как будто создатели расспросили всех своих знакомых, какие самые страшные картины они видели в своих наижутчайших снах и психоделических бэд-трипах, собрали результаты, выбрали из них самое сочное и на основе этого сделали мир, в который предлагают нам погрузиться на полтора часа.
Мы увидим: человека с ржавой пирамидальной железкой вместо головы, с мерзким шорохом волочащего за собой тяжелый двуручник; руки, вылезающие в огромных количествах из стен, чтобы схватить главную героиню (вариация «Отвращения» Полански); пугающий парк аттракционов; служителей безумного религиозного культа с тягой к человеческим жертвоприношениям. И это — не все, далеко не все.
Проходить через все это придется главной героине по имени Хезер — сложной девушке, которая переходит из школы в школу и терпеть не может заводить дружеские связи и носить модную одежду. Ее речь в классе о том, как ей никто не интересен, напоминает аж Дарью Моргендорфер, но внешне Аделаида Клеменс, играющая ее, — сестра-близнец Мишель Уильямс. И, как это часто делает Мишель, Аделаида придает своей героине человечности и аутентичности. За ней интересно наблюдать и ей легко сопереживать — а это немаловажно в хорроре.
Насчет остальных актеров: Шон Бин выглядит и играет так, как мы к этому давно привыкли, и это смотрится в принципе неплохо — хотя человечности, опять же, маловато, и вскоре на него становится как-то наплевать. Кэрри-Энн Мосс здесь почти невозможно узнать: седой парик и макияж сработаны на славу. Малькольм Макдауэлл — талантливейший актер, задействованный здесь, роль главы фанатического культа ему подходит в самый раз, и играет он ее отменно — но у него здесь всего одна сцена, и этого катастрофически мало. Как фанат именно Макдауэлла, я протестую.
Немного о технической стороне дела: помимо отлично выполненного дизайна мира и персонажей, мы имеем также очень вкусную операторскую работу, которая в предпоследнем кадре фильма переходит в разряд гениальности, не иначе: я говорю про съемки уезжающих и приезжающих в титульный городок и про то, как при этом задействована табличка с названием населенного пункта. Посмотрите и удивитесь, какой шикарный кадр можно иной раз увидеть в стандартном по сути современном хорроре.
В этой стандартности — главная проблема. Ощущение путешествия по собственному подсознанию, а также опасности, поджидающей вас на каждом углу повседневной жизни, фильм, конечно, создает — но это не «С широко закрытыми глазами», не «Синий бархат» и не «квартирная трилогия» Полански. До такого уровня «Сайлент Хилл-2» и не пытается запрыгнуть, оставаясь в тесных рамках жанровой картины с достаточно бесстыдным намеком на будущее продолжение. 7,5/10.