Бунт в помощь

Бунт в помощь
Кадр из фильма «»
Иван Охлобыстин снова с нами! Он здесь швец, жнец, на игре дудец, сценарист и исполнитель (за)главной роли; и делает он в этой роли много вещей, за которые боссы из его родной РПЦ по голове не погладят. Разбой, насилие, грабеж — и при всем этом действия главного антигероя эстетизируются, и фильм сделан так, чтобы вызывать к нему явную симпатию. Как все это смотрится? На вопрос отвечает «Афиша Нового Калининграда.Ru».

«Люди по мере своего развития стали отказываться от естественных правил морали в пользу наслаждения, и поэтому погрязли в войнах и болезнях. Задача империума — помочь человеку вернуться на путь эволюции и продолжить ее в верном направлении, создать идеальное общество», — так формулирует свои взгляды на жизнь и на будущее России автор картины Иван Охлобыстин. Надо полагать, своим фильмом он хотел помочь приблизить такое будущее; именно поэтому фильм предлагает зрителям на полтора часа забыть о всяческих нормах морали и насладиться разбоем и насилием, наблюдая за приятным протагонистом, выпиливающим толпы безымянных однотипных людей, за большими стильными пушками, за реками крови и океанами огня — да еще и в эстетике, позаимствованной у ненавистного Охлобыстину либерального Запада.

Да! Здесь мы имеем нечто, сильно напоминающее фильмы Гая Ричи и Роберта Родригеса, перенесенные на местную почву (до Тарантино Охлобыстин пока все же не дотягивает). Одинокий разбойник, путешествующий по заросшим равнинам нашей необъятной родины и собирающий вокруг себя команду из фриков, вместе с которыми он идет крушить, убивать, напиваться и развлекаться; однообразные оппоненты — в основном менты, которые протагониста откровенно боятся; обычные люди, которым он иногда готов помочь в лучших традициях Робина Гуда, но которые погоды не делают. Все это — в мультяшной эстетике (насколько это возможно при съемках на российских ландшафтах), под густым комедийным соусом, и с полным отсутствием толкового Ильи Муромца, способного все это прервать.

Рассмотрим галерею персонажей-клоунов, которые нас будут развлекать, подробнее. Сам Иван Охлобыстин играет заглавного разбойника со вкусом и чувством стиля, намеренно переигрывая и смотрясь при этом органично, аки местечковый Джеймс Кэгни. Наблюдать за ним всегда интересно. Евгений Стычкин — его вечный напарник, очкасто-ботанистый, комедийный, но при этом опасный и эффективный. Оксана Фандера, по-прежнему свежая в свои сорок пять (вроде без помощи пластмассового хирурга — хотя про увеличение груди ходили слухи) — в принципе, обычный необходимый сайдкик женского пола, но смотрится хорошо и весело. Наконец, Сергей Бадюк, хотя и чекист-бизнесмен, здорово подходит на исполняемую им роль прямолинейного здоровяка-бородача.

Противостоит им МВД в тоскливых униформах (серьезно, сравните с северокорейскими пограничниками, и найдите 10 отличий), служащих которого Соловей и его команда без особого напряжения выкашивают пачками. После того, как рука у начальства устает подписывать посмертные наградные листы, это самое (толстое и усатое) начальство направляет на борьбу с Соловьем так называемого «агента Н7» (надо полагать, никакой связи с Джимми Бондом) в исполнении Игоря Жижикина. Этот мужик — самый сложный персонаж картины, хотя времени ему уделяют маловато, и если остальные люди на экране — просто карикатуры (в хорошем смысле), то этот совершает-таки небольшое, но интересное психологическое путешествие в духе Оскара Шиндлера и Герда Визлера.

Итак, суть и стиль фильма — убийства и разрушения в промышленных масштабах. Но Охлобыстин не был бы собой, если бы не вставил сюда размышления о «загадочной и тонкой» русской душе. Кавычки я поставил, ибо душа эта выглядит здесь не тонкой, а максимально хаотической и деструктивной, а философия фильма заключается в известном клише, что русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Иван Охлобыстин не любит современную российскую государственность, и не пытается это скрывать; и единственный способ для борьбы с ней, который он предлагает — это неприкрытый разбой. Симпатичность Соловья и его компаньонов вкупе с полной безынтересностью и безликостью МВД-шников — настолько, что их не жалко — ясно показывают, на чьей стороне, по задумке Охлобыстина и режиссера Егора Баранова, должен быть зритель.

Впрочем, этот фактор безликости также смягчает зрительское впечатление. Мы не видим на экране реальных страданий людей, оппонирующих Соловью. Это все соответствует задачам черной комедии, но это также снижает психологическое воздействие картины, что делает ее относительно щадящей; а эстетика комикса, которая напоминает не только «Большой куш», но даже «Коммандоса», выбрана весьма осмысленно — все с теми же комедийно-смягчающими целями. Таким образом, бессмысленный и беспощадный бунт против современного российского истеблишмента из фильма выходит не вполне; но веселая, увлекательная экшен-комедия с яркими персонажами получается на славу. 7,5/10.