Однопальцевое зло

Однопальцевое зло
Кадр из фильма «»
10 января на экраны отечественных кинотеатров вышла лента американского режиссёра Кристофера Маккуорри «Джек Ричер» с Томом Крузом в главной роли. Киноинтерпретацию одного из романов Ли Чайлда о военном полицейском в отставке посмотрел корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru».

Итак, спустя почти два десятка книг о себе, изданных Чайлдом за 15 лет писательской карьеры, Джек Ричер с лицом Тома Круза шагнул на широкий экран. Бывший армейский коп несколько лет скитался неизвестно где и вылез в люди с одной целью — прибить своего бывшего сослуживца-снайпера, завалившего полдесятка случайных прохожих ни за что, ни про что. Но вот незадача, киллер с лицом дегенерата (Джозеф Сикора) сам попросил федеральных детективов найти Джека Ричера!

Вы уже запутались? Это еще даже не завязка — так, небольшой пролог. Вентилятор сюжета «Ричера» начинает раскручиваться весьма неторопливо, благодаря чему у нас есть пара-тройка минут для того чтобы ознакомиться с краткой биографией Джека, понаблюдать за его своеобразным флиртом с адвокатом обвиняемого Хелен Родин (Розамунд Пайк) и ее душевными терзаниями. Протагонист же в это время занят сбором крупиц информации. В конце концов, когда зритель по задумке создателей «спекся» и готов подозревать в преступном сговоре всех и каждого, на экране появляется «главный» злодей (Вернер Херцог) — загадочный зек из Сибири с халцедоновым глазом и единственным указательным пальцем на обеих руках (остальные он по разным причинам отгрыз)…

Знакомый любителям кино прежде всего как сценарист («Подозрительные лица», «Операция „Валькирия“»), Кристофер Маккуорри, кажется, без особого труда слепил крепкий, интересный детектив с элементами экшена, на первый взгляд лишенный большинства свойственных жанру штампов. Шутка ли, даже финальный монолог антагониста в фильме урезан до нескольких предложений, а персонаж Тома Круза, несмотря на навыки супермена, остается вполне уязвимым и получает пару ударов битой по голове прежде, чем разобраться с кучкой экранных гопников. Неизбежная для Голливуда погоня, правда, присутствует, но заканчивается достаточно неожиданной развязкой.

Коль скоро сценарий касается темы вооруженных сил США, в «Джеке Ричере» присутствует доля трезвого, без перегибов, патриотизма, не вызывающего приступа раздражения. Аналогично обстоит дело и с пресловутой американской политкорректностью. Главный же недостаток начала будущей франшизы (а «Ричер» ею вполне может стать) — выбранный режиссером вариант подачи биографии главного героя. Посвященные ей монологи и диалоги, сопровождающиеся частым монтажом, длятся всего несколько минут и оставляют в голове зрителя нечто, напоминающее по консистенции кашу.

В таланте Тома Круза сомневаться не приходится, а вот на игре Джея Кортни есть смысл заострить внимание. 26-летний австралиец, до недавнего времени знакомый лишь любителям американских сериалов, блестяще справился с отведенной ему ролью негодяя. Вновь оценить его способности мы сможем уже 14 февраля, когда на экраны выйдет очередной «Крепкий орешек» (в продолжении приключенческого боевика Кортни сыграл Макклейна-младшего).

О сроках же выхода следующей серии похождений Джека Ричера пока можно только догадываться, а ее продюссирование в немалой степени будет зависеть от сборов только что выпущенной картины, которую, вне всяких сомнений, любителям жанра стоит посмотреть. 6,5/10.