От заката до рассвета

От заката до рассвета
Кадр из фильма «»
Эй, приятель, посмотри на меня: я иду на вечеринку, делай, как я! Да, дорогие кинозрители, «21 и больше» на поверхности напоминает злополучный «Проект Х» — фильм, который задумывался как хроника диких вечеринок, а оказался демонстрацией слабых возможностей видеосъемки у мобильных телефонов. Создатели «21 и больше» Джон Лукас и Скотт Мур, в послужном списке которых два «Мальчишника в Вегасе», решили снять свой подобный безбашенный фильм. Насколько им удалось избежать ошибок «Проекта Х», разбирался Николай Кириченко.

Есть обычный американский ученик азиатского происхождения Джефф Чанг, которому исполняется 21 год. Злобный папаша, невероятно похожий на Тосиро Мифунэ, пытается запихнуть Джеффа в медвуз. Джеффу эта идея не нравится, а послать отца к черту он боится — «у нас же семья уже пять поколений была врачами, что же будет?!» К нему заваливаются двое друзей — заядлый тролль, раздолбай и любитель диких развлечений Миллер и скромный зубрила, который тоже иногда не прочь поразвлечься, Кейси — они убеждают его пойти пропустить пива в честь совершеннолетия. «Но мне завтра в 8 утра на собеседование насчет поступления в медвуз, батя настаивает!» — негодует Джефф Чанг, но справедливость (aka тяга к развлечениям) торжествует.

И что, ограничивается Джефф одним стаканчиком пива? Ха! Хорошая шутка.

«21 и больше» — фильм, по-своему такой же ниспровергательский и антиконсервативный, как «Ты и я» Бертолуччи. Здесь мы видим целую череду ситуаций, состоящих из выпивания, дикого безудержного веселья из цикла «к черту завтрашний день, можем помереть сегодня, но лишь бы было весело!» и отказов от любых глупых, навязанных обществом сверху обязательств и правил.

Структурные компоненты фильма? Извольте:

— харизматичные персонажи: вся основная троица прекрасно прописана, они — типажи, но типажи достаточно насыщенные, чтобы быть трехмерными: веселый парень, которому есть, что скрывать; серьезный парень, сомневающийся насчет того, быть или не быть ему таким серьезным; доминируемый отцом парень, который хочет избавиться от этого груза, но большую часть сюжета проводящий как едва дышащее, перенасыщенное алкоголем тело; взаимодействие и споры этой троицы — одна из наиболее интересных частей фильма;

— выпивка: само собой; водка, пиво, целая бутылка виски, выпиваемая чуть ли не залпом, лужи выпивки, заглатываемые из женских пупков (т.н. «бодишоты»);

— насилие: шлепание женщин по заднице БДСМ-битой, получение серьезных покраснений на собственной голой заднице, многократное сбрасывание азиатского друга с разных поверхностей; пистолет как один из главных сюжетообразующих элементов;

— чувство опасности и риска/нарушение правил приличия: много публичной обнаженки, в основном мужской, т. к. все главгерои — парни; проникновение на территории, где появляться не положено, страх поимки, настоящее напряжение;

— креативность: одна башня из восьми уровней чего стоит! Не буду выдавать деталей, сами увидите. Но это важный момент: вечеринки здесь — не просто безмозглое развлечение а-ля «Проект Х», здесь есть элемент творчества.

А еще здесь есть ангел-хранитель/deus ex machina, и зовут его Николь. Она всегда появляется на экране в те моменты, когда троице больше всего нужна помощь, симпатизирует Кейси, самому «ботанистому» из троицы, и всегда предлагает неожиданное решение, помогающее выбраться из самых крупных передряг. Идея отличная, хотя актриса Сара Райт для такой роли подходит слабовато.

Зато! Основная троица сыграна чудесно. Майлз Теллер (тролль и раздолбай Миллер), Скайлар Эстин (похож на Дэвида Швиммера, еще больше — на Дина Камерона, играет зубрилу Кейси), Джастин Чон (потенциальный медвузовец Джефф) делают свое дело прекрасно, и мы о них еще услышим, хотя едва ли их дальнейшие роли будут лучше здешних. Побочные актеры тоже радуют: камбоджийский актер Франсуа Чау — как уже было сказано, почти Тосиро Мифунэ, и обидно, что главных ролей у него толком не было; и не менее шикарен Расселл Ходжкинсон в роли университетского профессора, нацепляющего перья на голову, дабы представить себя «вождем команчей», и танцующего всю ночь в полуголом виде напротив дома.

Веселый ли это фильм? Да! Помимо ниспровержения традиционных ценностей, заложенного в «21 и больше», это также фильм, способный заставить вас хохотать без умолку — больше, чем любая другая подростковая комедия. Но, конечно, он может еще и заставить вас кривиться в отвращении — если развлечения, показанные на экране, не кажутся вам веселыми. Лично у меня возникал только один вопрос: что за дрянь такая с их уровнем жизни?! Понятное дело, что реальность в фильмах несколько приукрашивается, но чтобы у нас были такие безумные вечеринки, на которых можно было бы реально расслабиться и не волноваться о том, что в кураже вы что-то разломаете или разобьете — представить себе не могу. Чертовы американцы, завидую белой завистью.

«21 и больше» — почти идеальная вечериночная комедия; придираться к недостаткам нет желания, слишком они несущественны. Иногда охота, чтобы было пожестче, ну, и Николь получилась ничего, но восторга не вызывает.

Тем не менее, фильм вышел простым и сложным, веселым и грустным, но всегда диким. 9/10.

Фильмы-компаньоны: «Красная борода» (1965, реж. Акира Куросава — из-за папаши Джеффа), «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998, реж. Терри Гиллиам).