На экраны российских кинотеатров вышла «Гостья» — новый фильм по роману Стефани Майер, автора печально известной вампирской санта-барбары под названием «Сумерки». Искать позитив в таком продукте — признак полного отчаяния, но именно этим занялся Николай Кириченко.
«Гостья» — это очень сентиментальный фильм; этого следовало ожидать. В «Гостье» в главной роли выступает непримечательная непривлекательная девица, попадающая в поп-фэнтезийное приключение и пользующаяся большим мужским вниманием — этого тоже следовало ожидать. А вот то, что здесь нет вампиров, — этого ожидать было трудно. Стефани Майер сделала что-то хоть сколь-нибудь новое! Это ж революция средь бела дня!
Так может показаться, пока вы не поймете, что перед вами опять любовная история, где один из партнеров отличается от другого неестественным цветом глаз и принадлежностью к другому виду.
Суть: на Землю спускаются непонятного вида инопланетные паразиты, которые порабощают человеческие тела, выдавливают из них личность оригинального обитателя и заменяют на собственную. Некоторые земляне принимают такое безобразие, некоторые сопротивляются. Мелани (Сирша Ронан, очень похожая на Хлоэ Севиньи — интересно, повторит ли она подвиги последней в «Коричневом кролике»?) — из тех, кто сопротивляются. Паразит, получивший ее тело, вынужден смириться с тем, что ему придется периодически слушать монологи оригинальной Мелани. Тем временем, почти все население планеты захвачено паразитами.
А еще — «души» (так называется эта сомнительная раса инопланетных захватчиков), захватывая тело человека, заменяют его глаза на неестественно блестящие. Это очень напоминает «Сумерки», но это также позволяет сделать работу очень слабых актеров более яркой и выразительной. Берете такую унылую актрису, как Сирша Ронан, подрисовываете ей с помощью компьютерной графики яркие глаза, как бы выражающие те эмоции, которых там и близко не было, и — ю-ху! — она кажется уже не такой унылой.
А еще — «души» считают, что спасая человечество от его нынешней сущности, они оказывают ему большую услугу. Ведь они создают по сути идеальное общество: где нет войн, где все бесплатно, где все помыслы чисты, а эмоции и индивидуальность отсутствуют как класс. Это ж просто коммунизм! Или ислам.
Казалось бы, ловко и глубоко придумано; но вмешивается тот факт, что все это содрано в чистом виде с «Вторжения похитителей тел» (1956), классической хоррор-фантастики режиссера Дона Сигела, в дальнейшем отличившегося «Грязным Гарри». Разница, конечно, в том, что «Вторжение…» — это действительно мощный напряженный фильм с проработанными персонажами и эффектным техническим исполнением, а «Гостья» — сентиментальная любовная чепуха.
Казалось бы, при чем здесь любовь? Пожалуйста! Порабощенное тело Мелани сохраняет остатки своей былой личности, сбегает от паразитов, движется к поселению Джеба, дядюшки Мелани. Там засекают ее светящиеся глаза, считают, что она — японский, пардон, душевный шпиён, пришедший их всех сдать, вопят «мы там все умрем, нас там всех убьют!», начинают ее молотить, дядя ее отмазывает и берет в коммуну. Но, хуже того, былой бойфренд Мелани по имени Джаред считает, что ее нужно убить, ибо в ее теле поселился гад; тем временем, парень по имени Ян (в исполнении Джейка Эйбеля, очень похожего на Джейка Ширза) начинает считать, что Мелани, несмотря на глаза, очень даже ничего, и активно претендует на то, чтобы сменить Джареда на посту рыцаря в ржавых доспехах.
Таким образом, приемы психологической манипуляции юными леди из аудитории, привычные нам по «Сумеркам», налицо: скучная дурнушка в главной роли попадает в необычайное приключение, где ей отведена ключевая роль (при этом никакой ответственности на ней не лежит, все решают за нее сильные духом мужики), а парни модельной внешности напропалую за ней ухлестывают. Идеальная фантазия, не так ли?
Что ж, для аудитории любителей Стефани Майер это — и впрямь идеальная фантазия, и они останутся довольны. Я же признаю за фильмом определенные достоинства — главным образом то, что смотреть его не слишком скучно и он не вызывает желания постоянно проверять часы и/или спать — и выставлю ему щедрую оценку 4,5/10.
Фильмы-компаньоны: «Вторжение похитителей тел» (1956, реж. Дон Сигел), «Бегущий по лезвию» (1982, реж. Ридли Скотт), «12 обезьян» (1995, реж. Терри Гиллиам).