Северокорейская паранойя

Северокорейская паранойя
Кадр из фильма «»
«Падение Олимпа» — фильм, выход которого оказался удивительно своевременным: работа над ним началась еще в марте 2012-го, но релиз состоялся как раз в момент очередного витка напряженности на Корейском полуострове. Насколько данный клон «Крепкого орешка» о террористе из КНДР, захватившем Белый дом, интересен вне политики текущего момента — выяснял Николай Кириченко.

«Падение Олимпа» — это, прежде всего, боевик со штатным крутым парнем текущего момента — Джераром «This is garbage day!» Батлером в главной роли. И, уж конечно, вы можете ждать, что Батлер будет много стрелять, падать с высоты и убегать от взрывов без заметного ущерба здоровью, защищать слабых богатых людей, попавших в беду и бросать едкие хохмы-уанлайнеры во время стратегически продуманных разговоров с Очень Плохими Парнями по рации. Делать он это все будет во имя спасения Президента Соединенных Штатов, которого Очень Плохие Парни захватили прямо посреди Белого дома, ну и заодно ради всякой мелочи типа недопущения уничтожения нашего земного шарика в ходе ядерного апокалипсиса.

Банально? А то! Но суть в деталях, а детали здесь очень даже. Майк Бэннинг — персонаж Батлера — бывший член личной охраны Президента, который был переведен на офисную работу из-за трагического случая в прошлом. Конечно же, он тогда сделал все, что мог; однако его гложут воспоминания. На лице его написана рефлексия, которую Батлер, в свое время неплохо сыгравший (но плохо спевший) Призрака Оперы в ужасном фильме, показывает весьма талантливо. Как говорится, человек с историей. Президента играет Аарон Экхарт, что может показаться гламуризацией, но для США и в реальности молодые привлекательные президенты — Кеннеди, Клинтон, Обама — не такое уж чудо. Он смотрится аутентично, как и его маленький сын, Коннор, восхищающийся главгероем и сам мечтающий стать агентом секретной службы. Отношения Коннера и Майка — очень трогательная часть фильма, при том, что сыном и отцом они не являются.

А вот в изображении оппонентов наших доблестных мёриканцев (примерно так слово «американцы» звучит, когда его произносят жители южных, самых националистических черносотенных штатов) всё не так здорово. В американских СМИ Северная Корея — это в большинстве случаев злобная, готовая разнести весь мир к чертям страна, освещаемая монументом идей чучхе («социализм в отдельно взятой стране» — знакомо?), где толпы озлобленных зомбаков ходят строем и орут о своей любви к Великому Руководителю и ненависти к американским империалистам, оккупировавшим братский Юг. Эта картина меня всегда удивляла, ведь она не учитывает главного: КНДР («Корейская Народно-Демократическая Республика» — ложь здесь все слова, кроме «Корейская») — это нищая страна, живущая в постоянном состоянии недоедания, страха и двойной морали. Руководство, владеющее дворцами, пьющее элитные коньяки и ездящее на дорогих иномарках и при этом призывающее народ затянуть пояса потуже и перейти с трехразового питания на двухразовое из-за «эксцессов, связанных с кознями империалистов», — это явление, в КНДР абсолютно нормальное, при том что питание это — по большей части ячмень и кукуруза; рис там — пища богачей, не говоря уже про мясо. Также нормально там пожизненное попадание в местный ГУЛАГ, сделанный по ГОСТу незабвенного Виссарионыча, за любые проявления инакомыслия, или, скажем, за то, что ты забыл нацепить на лацкан значок с портретом Ким Ир Сена и Ким Чен Ира (раньше был только Ким-старший, когда-то майор Красной армии, но теперь и Юрию Ирсеновичу положено бессмертие). Американский мэйнстрим не пытается понять, каково это — жить в Северной Корее, служить в армии 10 лет, имея питание лишь чуть лучше, чем обычный люд, и отбивая ноги на костоломных военных парадах, а также тот факт, что большая часть вооружения КНДР — это старая советская техника, зачастую 50-х годов выпуска, и показывать эту страну как опасную военную сверхдержаву — по меньшей мере глупо.

Именно по этим ложным стандартам слеплен главный антагонист Кан Ён Сак (Рик Юн). Он — наглый, самодовольный террорист, а его сподручные — мастера хитрости и изобретательности, легко обводящие вокруг пальца американские спецслужбы и американских военных, показанных здесь на удивление глупо. Ни одного проявления печати зомбированности и зашоренности, неизбежной у любого, сколь угодно привилегированного жителя страны, напоминающей застывший в развитии сталинский СССР, у них не ощущается. А ведь из этого можно было сделать вполне серьезную драму. Конечно, здесь можно возразить: мол, оставьте ваши претензии, Кан Ён Сак — бывший КНДР-овец. Но нет, так не получится. Печать излома от жизни в рабовладельческом северокорейском обществе никуда стереться не может. То же касается остальных участников его команды.

Но это не мешает «Падению Олимпа» быть отличным боевиком. Динамичным, веселым, эмоциональным и ни разу не реалистичным (северокорейский самолет в начале «вторжения» вообще стреляет лучами, напоминающими графику 16-битных приставок). Батлер хорош; Экхарт, Мелисса Лео (Министр обороны) и вечно мудрый Морган Фриман (в роли сменщика Президента в момент кризиса) смотрятся все на своем месте.

Что же касается стилистики, она очень даже ничего. В ловушку имени Майкла Манна фильм не попадается; у него есть некоторая тяга к амбиентной музыке и резкому монтажу, но зритель не теряет ощущения места действия, и сохраняет идентификацию с персонажами — местами это бравый одинокий солдат, местами — Президент.

Так или иначе, «Падение олимпа» — история про «одного против всех». Также это — американский агитпроп, но выступающий за вполне правильные ценности и очень подходящий к текущему моменту. Как у его создателей уживаются желание сделать пропагандистский фильм и изображение армии и спецслужб США как кучки беспомощных кретинов, из которых лишь один человек способен спасти положение — вопрос, конечно, интересный; но американское кино часто бывает склонно к двоемыслию. И, конечно, при всех оговорках, «Падение Олимпа» весело и увлекательно смотреть. Через 50 лет никто о нем и не вспомнит, но сейчас — хэлл йе! — смотреть дружно. 7/10.

Фильмы-компаньоны: «Переправа» (2008, реж. Ким Тхэгюн — лучший фильм о северокорейской повседневности), «38-я параллель» (реж. Кан Чже Гю — лучший фильм о Корейской войне), «Мальтийский сокол» (1941, реж. Джон Хьюстон — один из лучших фильмов про одинокого тафгая), «Крепкий орешек» (реж. Джон Мактирнан, 1988 — не лучший, но первоисточник).