В фильме «Измеряя мир», этом во многом выдуманном жизнеописании немецких ученых Карла Гаусса и Александра фон Гумбольдта, есть эпизод, происходящий в Кенигсберге и включающий Иммануила Канта, что уже делает его интересным для любителей истории нашего региона. Есть ли в нем что-либо, интересное для всех остальных, выяснял Николай Кириченко.
«Ёу, наука! Что это? Хорошо это, или это дрянь?» — начинал одно из своих искрометных интервью Саша Барон Коэн в образе Али Джи. Но мы сегодня имеем дело не с раздолбайской сатирой а-ля Коэн, а с фильмом, вообще начисто лишенным юмора, но персонажи которого связаны с нашей с вами родной Пруссией. Дамы и господа, «Заваривая чайфир»!
Перед нами охудожествленные биографии сразу двух заметных виссеншафтлеров — математика Карла Фридриха Гаусса и географа Александра фон Гумбольдта (это не легендарный прусский лингвист Вильгельм фон Гумбольдт, которого я в университете любил сочно называть ГумбОльдт — с ударением на «о» — к ужасу преподавателей, а его младший брат). Биографии эти переодически пересекаются, хотя и весьма приукрашенно по сравнению с тем, как эти встречи происходили в реальной жизни.
Сразу скажу, что фильм зануден. Мне повезло посмотреть его дома; это давало многочисленные возможности его останавливать, которыми я невозбранно пользовался. Но если вы будете смотреть его в кино, вы можете неожиданно почувствовать, что ваши веки наливаются свинцом и вы падаете в транс, где вам предстают приятные сине-зеленые сновидения (а внешне фильм действительно необычайно красив, так что сновидения будут ого-го). Даже можно предложить фармацевтическим компаниям разработать новое снотворное: открываете баночку с надписью из цикла «Мы заставим вас спать, как младенца», а там, на самом-самом дне, маленький экранчик, на котором идет «Измеряя мир». И вы проваливаетесь в приятный, глубокий сон, где вам предстают все тайны мироздания, в том числе исследованные Гауссом и Гумбольдтом-младшим. Это покруче, чем «Воткаят».
Но не все так плохо, судари и сударыни! Те части, где нам рассказывают про Гаусса — этакого современного юного ботана с приятной внешностью и любопытным взглядом, — весьма неплохи. Лучше бы фильм был просто про него и побольше занимался исследованием его необычайно богатого внутреннего мира. Нехватка психоанализа — в принципе беда «Измеряя мир», все здесь отстраненно, поверхностно и лишено человеческого фактора. Но части про Гаусса, его трудное детство у жестокого учителя, его проблемные отношения с женщинами, детьми, друзьями, окружающим миром в принципе несколько смягчают впечатление.
Другое дело Гумбольдт. Он скучен и зануден, и даже его французский компаньон, никому не ведомый, сообщает ему об этом. Правда, в глазах Гумбольдта горит огонь исследователя и одержимого любителя новизны («Neugier» — «любопытство» по-немецки — как раз означает жажду нового), но мы не узнаем, откуда есть пошел склад личности Гумбольдта, что им движет, и в итоге персонаж превращается в куклу и манерную карикатуру, которую не получается воспринимать как цельную личность. Но задача кусков про Гумбольдта здесь другая — не дать зрителю соскучиться от статичных кусков про Гаусса, который сменяет обстановку крайне редко. Гумбольдт превращает «Измеряя мир» в подобие роуд-муви, то есть, дорожной зарисовки, позволяя нам посмотреть на реки, джунгли и голых туземок Латинской Америки, а также на заснеженные Анды. Но все оказывается тщетно — занудство и здесь торжествует, слишком уж не исследованы персонажи.
Что еще? А, конечно же: техническое исполнение. Режиссер Детлев Бук, прославившийся как режиссер и актер экшен-фильмов с очень быдланистой внешностью (Куценко покурит), показывает неожиданное мастерство создателя шикарных композиций и иногда даже радует сложной операторской работой. Природа прекрасна, цвета намеренно холодны (фильм снимался исключительно на цифровые камеры — Arri Alexa и Sony F3) и создают ощущение чисто германской суровости; но вот динамики и разнообразия здесь явно не хватает, все остается тягучим и сине-зеленым, и вечно раздражающая смычковая музыка не дает нам покоя почти ни на секунду.
Насчет актеров. Флориан Давид Фитц очень хорош в роли Гаусса и выглядит очень юно для своих почти сорока, но хорошего сценария, в который он мог бы как следует вгрызться, ему явно не хватает. Что же касается Альбрехта Шуха, играющего Александра фон Гумбольдта, то это поверхностный актер, который никак не улучшает поверхностную роль.
Настало время для вердикта, господа присяжные заседатели. Я не хочу ругать фильм так, как это сделали немецкие критики; он действительно красив, и, в случае с Гауссом, дает нам беглый, но все же взгляд на работу творческого разума. Однако он однообразен и поверхностен ничуть не меньше, чем тот же «Ренуар», и его трудно осваивать полностью, без остановок и проматываний, чего вы в кинотеатре, конечно же, сделать не сможете. 7/10.
P.S. Кенигсберг здесь появляется очень коротко и выглядит как обычный немецкий город конца 18 — начала 19 веков. Все правильно. А вот то, что Кенигсберг и Восточная Пруссия почти не отражены в кинематографе, в том числе германском, — очень обидно и несправедливо. Пора это исправлять.
P.P.S. Посмотреть «Измеряя мир» в 3D можно в среду, 17 апреля, в большом зале кинотеатра «Заря».