Великий миф современности

Великий миф современности
Кадр из фильма «»
Некоторые вещи никогда не заканчиваются, и среди них — медиа по вселенной Star Trek. Перед нами вторая часть очередного киносериала, основанного на телесериале, и она вроде даже не кажется замызганной и высосанной из пальца; наоборот, критики почти все говорят о «Возмездии» как о мощном, гордом современном фильме, сделанном с мозгами и с душой. Насколько все это верно — определял для себя и для вас Николай Кириченко.

Из уважения к читателям скажу сразу, что этот фильм — первое мое знакомство со вселенной Star Trek; и, следовательно, я могу оказаться в чем-то чересчур восторженным, а чего-то, наоборот, не оценить из-за недопонимания, которое отсутствовало бы у знатока Star Trek.

Тем не менее, вынужден признать, что я впечатлен. Star Trek, как он показан здесь, — действительно мощная вещь, современная мифология, которую можно сравнить с мифами Древней Греции, с Библией и с Шекспиром.

У мифов есть свои герои, свои антигерои и свои злодеи, и Star Trek — не исключение. С героев мы, пожалуй, и начнем, потому что наше постепенное знакомство с каждым из них, а также их личностная эволюция, определяют сюжет. В центре повествования — капитан Джеймс Кирк, чисто американский герой с горячим сердцем и головой, на которую он не слишком-то привык полагаться. Тем не менее, он обладает мощным моральным компасом и может порой принимать непростые решения. Играет его Крис Пайн, привычный американский красавчик-блондин, который, однако, умело передает непростые, хотя и не слишком-то мозговые переживания своего героя. Его главный помощник — Спок, получеловек-полувулканец, сдержанный, хладнокровный и очень мозговой. В отличие от Кирка, готового на что угодно ради благой цели, Спок привык во всем следовать законам, и неважно, насколько они моральны; нарушить даже аморальный закон ради общего блага для него является тяжелым и противоестественным. Тем не менее, Кирк прекрасно понимает, что Спок куда лучше его годится на роль капитана, и это на него давит. Исполняет Спока актер по имени Захарий Куинто, достойно раскрывающий безэмоциональность, сменяемую осторожными эмоциями. Еще один героический персонаж — героиня Кэрол Маркус, которую ждут трудные открытия, связанные с ее семьей, и, возможно, самый тяжкий моральный выбор во всей истории (хотя делать его здесь приходится почти всем). Играет ее Элис Ив, привычная американская красавица-блондинка, которая, однако, умело передает непростые, хотя и не слишком-то мозговые переживания своей героини.

Далее идет единственный в этой истории антигерой, но зато какой. Джон Харрисон, человек, с охоты на которого почти начинается повествование — персонаж, который очень хочется записать сначала в однозначные злодеи, потом, когда мы знакомимся с его историей получше, в благороднейшие герои. Тем не менее, он оказывается воплощением худшего зла в мире — благонамеренного зла. Харрисон — это местный националист, самоотверженный, но убежденный, что для блага определенной группы людей всех остальных можно и нужно пытать и уничтожать, и мы все видели и видим, к чему такой подход приводит в реальной жизни. Играет его Бенедикт Камбербэтч, и трудно представить себе актера, который подошел бы на эту роль лучше.

Наконец, здесь есть злодеи, но мы не будем называть их по имени — во избежание спойлеров, да и потому что их личности не так уж интересны. Они являются агентами системы; Стартрек по-либертариански рассматривает государство как вредное и паразитическое образование.

Итак, действующие лица налицо. И здесь, в принципе, мы могли бы закончить, ведь в их развитии — личном и относительно друг друга — вся соль. Право же, неужели описания перелетов от одной планеты к другой, космических перестрелок, погонь и крушений что-то дадут или убавят в плане вашего зрительского интереса? Всего этого здесь в избытке.

Но продолжим эту игру еще чуть-чуть. Капитан Кирк — горячий парень, в очередной раз нарушивший правила поведения на космическом судне во время исследования чужой слабоцивилизованной планеты. Его готовы понизить, его ментор адмирал Пайк с трудом выбивает ему место помощника капитана у себя. Созывается тайное совещание по теме потенциальной войны, но тут на заседающих нападают, и для адмирала это заканчивается плачевно. Now it’s personal. Виновный в нападении — человек по имени Джон Харрисон. Кирку и его команде предстоит сесть на корабль Enterprise, забраться в логово будущей враждебной стороны, обнаружить Харрисона и действовать по ситуации. Но Харрисон оказывается вовсе не так прост… Его поимка заставит экипаж Энтерпрайза понять массу новых и очень неприятных вещей про все то, что они привыкли видеть вокруг себя, и чему привыкли доверять.

«Возмездие» — это боевик, но это пример того, что не один Куросава умел делать боевики, радующие глаз, мозг и сердце. В каждой драке на кулаках, в каждой перестрелке фантастическими пистолетами или — между кораблями — гигантскими космическими бластерами чувствуются личностный конфликт и человеческий фактор, ничто здесь не происходит зазря. Декорации оформлены великолепно и погружают зрителя в атмосферу происходящего ничуть не хуже, чем Нолан в «Начале». А вот к постановочно-операторско-монтажной работе есть некоторые претензии. Джей Абрамс, бывший сценаристом «Армагеддона» Майкла Бэя, — это режиссер, который очень хочет вписаться в стандарты современного боевика, с дерганностью, непрерывной музыкой и вырванными из пространства крупными планами. Иногда это делает фильм менее атмосферным, но лишь иногда. И у Абрамса есть в рукаве несколько тузов — действительно интересных кадров; хотя мыслей вроде «как ловко снято, я тоже хочу стать режиссером, чтобы такое делать!» ни у кого не возникнет. А вот «я хочу зарабатывать, как этот режиссер!» — запросто, вся режиссура тут пропитана деньгами.

Несмотря на это, «Стартрек: Возмездие» остается прежде всего моральной (но не морализаторской) басней, которая при этом красочно оформлена, атмосферна, динамична и заставит вас не раз пустить слезу. И неважно, знаете вы что-нибудь про Стартрек или нет. 9/10.

Факт: Данный фильм — сиквел к другому, переведенному у нас как «Звёздный путь» (2009). По словам сценариста Роберто Орси, появление третьей части вполне вероятно.

Фильмы-компаньоны: «Семь самураев» (1954, реж. Акира Куросава), «Бегущий по лезвию» (1982, реж. Ридли Скотт), «Космический дозор. Эпизод 1» (2004, реж. Михаэль «Булли» Хербиг).