Режиссер Скот Уолкер снял свою дебютную полнометражную работу в кино — и сразу фильм, основанный на реальных событиях. Стоит ли поздравлять американца с дебютом и сломя голову бежать на сеанс «Мерзлой земли» в кинотеатр? Уютно устроившись в кресле одного из залов мультиплекса «КАРО Фильм», в вопросе разбирался Денис Туголуков.
О том, что «Мерзлая земля» является околохудожественным переложением документальных фактов, нас почти сразу предупреждают титр на полэкрана и заботливый голос переводчика. Ок, давайте посмотрим, что же произошло на Аляске почти тридцать лет назад.
Сюжет закручен вокруг малолетней проститутки (Ванесса Хадженс), которой, с ее слов, удалось сбежать от маньяка, мучающего и расстреливающего представительниц ее профессии пачками. Копам заниматься поимкой серийного убийцы лень, и они спускают дело на тормозах. И тогда на помощь приходит великий и ужасный Сержант Национальной Гвардии (Николас Кейдж). Рискуя собственным благополучием и здоровьем коллег, он подобен одержимому в своем стремлении разоблачить преступника (Джон Кьюсак).
Прямо скажем, для хорошего триллера завязка немного жидковата, но Скот Уолкер постарался слепить из нее более или менее достойное кино, используя модный в настоящее время набор кинематографических средств: частый монтаж и дерганую картинку. Вышло, конечно, реалистично, но малопригодно для комфортного просмотра — для того чтобы смотреть фильм не отрываясь, нужно обладать хорошим запасом терпения.
Тем не менее, хотя и с грехом пополам, «Мерзлая земля» смотрится. Полуподпольные клубы в подвалах Анкориджа, огромные американские машины 70-х годов, лютый мороз на протяжении полутора часов и никаких соплей — картинка отлично передает атмосферу жизни на Аляске во времена нефтяного кризиса.
Несколько слов об игре актеров. Николас Кейдж в привычном для себя амплуа ревнителя Справедливости смотрится по меньшей мере неплохо. Никаких сантиментов, перерывов в работе и прочей чепухи — железный мужик. Именно таким мы и привыкли его видеть. Джон Кьюссак, ставший известным широкой публике после роли в «Воздушной тюрьме» (1997) режиссера Саймона Уэста, где, кстати, работал вместе с Кейджем, играет не менее убедительно. Серийный убийца в его исполнении (здесь можно вспомнить «Убийство в Гросс-Пойнте» 1997 года выпуска) кроток на публике, безжалостен с жертвами и несгибаем в общении с копами — то есть, обладает набором качеств идеального маньяка. Выглядит соответствующе.
А еще здесь есть почти забытая нами Ванесса Хадженс, чья личная драма руками сценаристов переплетена с детективной историей и — внимание! — 50cent в роли чернокожего сутенера — «хозяина» героини Ванессы. Скот Уолкер заботливо дает возможность проявить себя едва ли не каждому персонажу, отчего даже актеры второго плана предстают перед нами во всей красе. Как говорится, мелочь, а приятно!
Что же получается? С одной стороны — атмосферная картинка и недурная игра отличных актеров, с другой — надоевший дерганый монтаж и слишком хилая для полноценного триллера фабула, значимость которой приходится подчеркивать словами «Фильм основан на реальных событиях». Рекомендуется к просмотру поклонникам жанра и персональным фанатам Николаса Кейджа. 5/10.