Отработка бюджета

Отработка бюджета
Кадр из фильма «»
С тех пор, как технонерд и талантливый ботан Нил Бломкамп выдал свой «Район № 9», у публики и критики вопрос «Справится ли он?» был главным, связанным с перспективой выхода его следующего фильма — «Элизиума». Теперь фильм вышел, и вопрос сменился другим — «Смог ли он?». Отвечает на него по старинке Николай Кириченко, посмотревший фильм в мультиплексе «Синема Парк» и оценивший возможности тамошнего IMAX’а.

2154 год, Земля страдает от перенаселения, все загрязнено, все плохо. Плохо вообще всем; нормально живет только кучка богатых, которая решила свалить от всего этого безобразия и устроить себе космическую станцию под названием «Элизий» (американизированный перевод «Элизиум» оставим на совести отечественных прокатчиков). На этой станции у них есть много чего хорошего: чистый воздух, красивая природа и солнечный свет (да-да, на космической станции; визуально этот переход от черного космоса к поверхности Элизия, напоминающей Калифорнию, сделан великолепно), а главное — потрясающая медицина, фактически обеспечивающая бессмертие: только ляжешь в один из местных лечебных агрегатов, напоминающих солярий, и тут же он определяет, что с тобой не так. Секунд 30 — и все, здоров как тигр и готов к развлечениям, благо жизнь на Элизии куда вольготнее, чем на тоталитарной по сути Земле, где к тебе в любой момент может подойти полицейский и начать шмонать и бить просто for the lulz. При этом руководство Элизия делает все, чтобы никого с Земли к себе не пустить.

Знакомо? А то! Бломкамп сам говорил, что никакая это не научная фантастика, а кривое зеркало современности. Что ж, если вы почувствуете родство изображенного на экране мира с тем, в котором живете, то вам тем более легко будет ощутить себя в шкуре протагониста по имени Макс (Мэтт Дэймон). Макс, бывший зэк, живет в том, что осталось от Лос-Анджелеса, работает на заводе, пропитанном радиацией, и однажды сильно облучается, когда прораб отправляет его на заведомо самоубийственное задание. Теперь у Макса есть пять дней, чтобы добраться до Элизия (чего не удается сделать почти никогда и никому) и воспользоваться тамошними медицинскими девайсами; иначе — гарантированная смерть. Для этого он навещает своего знакомого из криминальных времен, харизматичного чернорыночника по имени Паук, который обещает доставить Макса на Элизий, но только при условии, что тот окажет ему услугу, для которой потребуется масса пальбы и беготни. Здесь, естественно, начинается бешенейший экшен.

Оценивая фильм, начнем с хорошего. Во-первых, мозг у Бломкампа не заржавел, и интересные идеи там заводятся регулярно. То, как показана антиутопическая Земля будущего, сделано местами очень даже здорово и с черным юмором: все эти автоматические проржавевшие полицейские, готовые бросить человека на много лет за решетку из-за невинной шутки, или автоматические же (и ржавые же) медботы с их циничными таблетками, лишь продлевающими страдания. Напоминает Fallout. Но эти моменты единичны; по большей же части нам приходится наблюдать за Землей в экшен-сценах, которые, увы, слеплены с помощью очень частого, дерганого монтажа. Результат: ни на чем не сосредоточишься, ничего не поймешь, ничему не порадуешься — только постоянное мельтешение на экране слишком часто сменяющихся кадров. Станция Элизий — это великолепное творение, сделанное с шиком и размахом, и даже экшен-сцены, проходящие там, смотрятся лучше просто из-за декораций, но, увы, сам экшен остается таким же дерганым и скомканным, как на Земле.

Что же касается персонажей, скажем просто, что ничего близкого Викусу ван де Мерве, трогательному щуплому бюрократу, ставшему волей судеб протагонистом «Района № 9», здесь не будет. Актер Шарлто Копли, сыгравший Викуса, здесь снова есть, но играет он одного из местных злодеев, что-то вроде николсоновского Джокера, только скучнее и с меньшим количеством экранного времени. Макс Мэтта Дэймона — это классический типаж «американского морпеха»; напоминает Брюса Уиллиса в «12 обезьянах», но, опять же, менее проработанного. Его подруга Фрей Сантьяго (Элис Брага) — классическая «дама для спасения рыцарем», без собственной индивидуальности. Министр обороны Элизия, Джессика Делякор, выигрывает от холодного, стильного исполнения Джоди Фостер, но сам персонаж такой же плоский, как шутки Comedy Club.

Итак, у фильма есть три основные составляющие: визуальная часть, экшен и сатира. И все эти аспекты реализованы наполовину, а на оставшуюся половину — убиты дерганым монтажом. Отсюда половинчатый рейтинг — 5/10.

Фильмы-компаньоны: «12 обезьян» (1995, реж. Терри Гиллиам), «ВАЛЛ-И» (2008, реж. Эндрю Стэнтон), «Район № 9» (2009, реж. Нил Бломкамп).

Факт: бюджет «Района № 9» составлял 30 миллионов долларов — гигантскую сумму, но по меркам американского фантастического кино весьма скромную. Бюджет «Элизиума» составил 115 миллионов.

Вывод? Вполне вероятно, что Бломкамп здесь отрабатывал бюджет, из-за чего был вынужден набить фильм кучей ненужного экшена, неслабо его испортив. Будем надеяться, что в следующий раз он снова будет работать с малым бюджетом.