Российская романтическая комедия «Привычка расставаться» — это и сентиментальная повесть, и магический реализм, и инди-хипстер-кино для читателей Pitchfork Media одновременно. Насколько естественно всё это уживается в ленте, сработало ли желание авторов фильма скопировать зарубежные аналоги и получился ли результат в целом приятным, выяснял Николай Кириченко.
Перед тем как перейти непосредственно к разбору «Привычки расставаться», давайте прочтем несколько любопытных цитат. Синопсис комедии «Фанатик» Стивена Фрирза
2000-го года с Джоном Кьюсаком в главной роли: «Главный герой фильма — это Роб Гордон, называющий себя музыкальным гиком, плохо понимающим женщин. После того как его бросает девушка по имени Лора, он решает встретиться со своими бывшими подругами, чтобы понять, что он делал неправильно во всех своих отношениях». Автор неизвестен, источник —
Wikipedia.org.
Синопсис сентиментальной комедии «Сколько у тебя?»
2011-го года от режиссера Майкла Майлода: «Элли — женщина, у которой было много бойфрендов, и все они оказались неудачниками. Теперь она убеждена, что не может найти хорошего парня. Но когда ей встречается один из ее бывших, ставший чертовски обаятельным, она решает встретиться со всеми своими бывшими партнерами, чтобы выяснить, изменилась ли их жизнь к лучшему». Автор —
rcs0411@yahoo.com, источник —
Imdb.com.
Наконец, синопсис российской сентиментальной романтической комедии «Привычка расставаться» Екатерины Телегиной: «девушка по имени Ева переходит от парня к парню, частично в поисках наилучшего результата, а частичто — просто от скуки. Поняв, что такие поиски не приносят ей счастья и что проблема может быть в ней, она решает встретиться со всеми своими бывшими бойфрендами и задать им всем один и тот же вопрос: почему мы расстались?». Автор — унылый калининградский кинокритик Николай Кириченко, источник — его больная голова.
Думаю, вы уже поняли, что оригинальностью работа Василия Ровенского, сценариста «Привычки расставаться», не отличается. Причем, если «Фанатик» — это кассовая комедия, и попытку содрать её на русский манер, ещё можно понять, то «Сколько у тебя?» — это фильм малоуспешный и публикой не любимый, так что создание его полуремейка на русском языке могло быть результатом лишь лени и убежденности, что русские не знают ничего и съедят всё. А ведь «Привычка расставаться» куда ближе к «Сколько у тебя?», чем к «Фанатику».
Но простым копированием американских шаблонов дело не ограничивается: Телегина и Ровенский, до этого сотрудничавшие над короткометражным фильмом «Порыв ветра» (2009), решили внести в фильм элемент французского высокого стиля: магический реализм. Результат больше всего напоминает «Амели», в меньшей степени — «Науку сна». Помните, как Амели Пулен смотрит в небо и видит облака, похожие на кроликов, которых никогда не могло бы быть в реальной жизни? Вот и в «Привычке расставаться» такого добра хватает: надписи мелом от руки поверх экрана, огненные буквы на газоне, возникающие по воле мысли главной героини. Именно это сочетание — привычного сюжета «Фанатика» и «Сколько у тебя?» с «Амели — подобным магическим реализмом определяет атмосферу «Привычки расставаться», которая могла бы показаться оригинальной, если бы не простой факт: и то, и другое содрано из зарубежных источников.
«Хорошо, — спросите вы, — а как все это смотрится?». Отвечаю: смотрится это как сказка для девочек, но отягощенная хипстерским колоритом (главная героиня — блогер, а музыка звучит так, будто ее за отдельные деньги подбирал персонал Pitchfork Media), яркой раскраской и особым чувством вялости, обусловленным неважной игрой актрисы Алены Константиновой (Ева).
Вообще, с актерскими работами тут беда. Данила Козловский, Пётр Фёдоров, еще несколько актеров в ролях бойфрендов Евы — все они играют ужасно скучно и сливаются воедино; перепутать их друг с другом довольно легко. Сами типажи бойфрендов тоже карикатурны до ужаса: фотограф, бизнесмен, рок-певец. Персонажи, выделяющиеся из общей массы — это веселый итальянец-повар Фабио, говорящий по-русски с сильным акцентом (Карло Лаванья), и подруга Евы Света, которую сыграла Елизавета Боярская, и сыграла на удивление неплохо — за исключением той сцены, где она врывается в комнату со шпагой в руках и с криками «Каналья! Тысяча чертей!» всех рубит. Это было немного переиграно.
Так фильм и течет: девчонка с окоченевшим взглядом переходит от парня к парню, затем встречается с ними заново, делая скучные заметки в ЖЖ; все это — под инди-музыку и выкрутасы с яркими цветами и магическим реализмом, а нам как бы и все равно. Если у «Привычки расставаться» есть достоинства, то они заключаются главным образом в том, что, во-первых, в России такого пока не было (хотя в международном масштабе фильм вторичен донельзя), а во-вторых, в некоторые моменты возникает реальное ощущение, что персонажи стремятся украсить свою жизнь творчеством, а Ева иногда даже способна на безрассудные романтические поступки. Но это ощущение долго не длится. Рейтинг: 4/10.
Фильм-компаньон: «Официантка» (2007, реж. Эдриенн Шелли).
Факт: весь фильм — это визуализация истории собственной жизни, который Ева рассказывает даме в аэропорту. Этот подход скопирован из «Форреста Гампа», но это многие и так знают. Факт номер два: жизнь — это коробка шоколадных конфет.