Молотом по пальцу

Молотом по пальцу
Кадр из фильма «»
В четверг на экраны российских кинотеатров вышла вторая с половиной часть приключений осовремененных комиксами героев скандинавских саг «Тор-2: Царство тьмы». За попытками героев Асгарда угнаться за модными тенденциями супергеройских фильмов неделей ранее в кинотеатре «СинемаПарк» успел проследить Алексей Милованов.

После успешной победы Мстителей над Локи (Том Хиддлстон) и его инопланетянами с Тессерактом минуло два года, Тор (Крис Хемсворт) провёл их в миротворческих операциях в остальных восьми мирах, а его брат-мизантроп — в уютной темнице, регулярно навещаемый заботливой мамой Фриггой (Рене Руссо). Наконец, козлорогие злодеи повержены, Один (внезапно мускулистый Энтони Хопкинс) счастливо роняет слезу из единственного глаза, но Тору скучно на пиру и даже прозрачные намёки местных красоток не вдохновляют. Тем временем вернувшаяся от супергеройской реальности к скучной земной жизни Джейн Фостер (Натали Портман) осторожно пытается завести в ресторане подобие романа с одутловатым автором сомнительных шуток. Как только лёд ломается, ткань вселенной начинает рваться и Джейн возвращается в обычную круговерть с безумным профессором и придурковатой подружкой. Причина тому — мрачный злодей из глубины веков Малекит (Кристофер Экклстон, девятый доктор Кто, англичане и причастные аплодируют, фантастика!). Естественно — тёмный эльф, последние несколько тысяч лет проведший в глубокой заморозке на борту летающей космической загогулины в ожидании, пока все девять миров сойдутся в одну линию и из них вывалится суперубийственное оружие.

Режиссёр фильма Алан Тейлор, сменивший в кресле мрачноватого Кеннета Брану, доселе снимал в основном для телевидения, но не что попало — то пару эпизодов в «Безумцах», то несколько серий «Игры престолов». Свалившийся на него бюджет под 200 миллионов долларов он использует с размахом: картинка захватывает дух и даже неизбежное зло, 3d-режим тут кажется не совсем лишним. Корабли летают, города рушатся, как сказочные, так и вполне настоящие — к примеру, Гринвич. Однако на картинке дело и заканчивается: реакции героев просты как дважды два, бригада из аж пяти сценаристов соорудила сюжетную конструкцию, все повороты которой понятны с самого начала, а зародыш интриги развеивается примерно на первой четверти повествования. Лубочная повесть о том, как мужик с молотком победил мужика с анемией способна увлечь лишь завзятых фанатов комикс-движения или детей среднешкольного периода.

Конечно, все эти претензии были бы абсолютно беспочвенны, если бы создатели «Тора» не пытались встроиться всеми силами в хоровод «новых» фильмов о супергероях, претендующих на нечто более глубокое, чем просто победа добра над злом. Сами исполнители главных ролей утверждают в одном из интервью, что они участвуют в «процессе реабилитации комикса в кино». А играющий единственного персонажа с подтекстом Локи Том Хиддлстон так вообще написал не так давно в британскую The Guardian колонку в защиту супергероев. Но второй «Тор», возможно — из-за смены курса и режиссёра, возможно — из-за непростой вселенной, вовсе не похож в этом постмодернистском смысле на «Железного человека», «Бетмена» и уж тем более «Хранителей». Не будь этих странных претензий, он оказался бы ещё одним довольно проходным и не очень умным, но неплохим фильмом с большим бюджетом. В конце концов, от тех же «Звёздных войн» никто не ждёт особой психологии, да и свежий «Супермен» не особо пытался рядиться в заумные одежды. А так — вместо удар молотом Мьольниром пришёлся не по вселенской наковальне, а по пальцу. Неприятно. 5/10.