Старик и море

Старик и море
Кадр из фильма «»
Новый фильм режиссёра Пола Гринграсса «Капитан Филлипс», основанный на реальных событиях, произошедших в апреле 2009 года в водах Индийского океана неподалеку от побережья Сомали, стал, по сути, единственной ожидаемой премьерой прошлой недели в российском прокате. О шансах Тома Хэнкса, согласно сюжету оказавшегося во власти темнокожих пиратов, получить в награду за свои страдания «Оскар» за лучшую мужскую роль рассуждал, сидя в одном из залов мультиплекса «КАРО фильм», Денис Туголуков.

Немолодой суровый мужик Ричард Филлипс едет со своей женой в аэропорт. Через пару дней ему предстоит выйти на судне «MV Maersk Alabama» из Омана в Аденский залив и пройти мимо побережья Сомали в кенийскую Момбасу. Ребята с африканского берега, медленно жующие кат, в это время недобрыми взглядами осматривают линию горизонта. Совсем скоро они окажутся на борту контейнеровоза, идущего под американским флагом, и встретятся лицом к лицу с героем Тома Хэнкса, а потом и с непобедимой звездно-полосатой армией.

Снимать фильмы по мотивам драматических событий, потрясших мир, для Гринграсса не в новинку: вышедший в 2006-м году «Потерянный рейс», снятый режиссером в промежутке между вторым и третьим «Борнами», повествует о четвертом самолете, захваченном террористами 11 сентября 2001-го в небе над Соединенными Штатами, который, к счастью, не долетел до своей цели — группа пассажиров на его борту сумела обезвредить нескольких террористов, и самолет упал в чистом поле.

Опыт, приобретенный во время работы над той драмой, Гринграсс с успехом использовал и в случае с «Капитаном». К примеру, Том Хэнкс рассказал, что впервые встретился с актерами, играющими сомалийских пиратов, только когда начали снимать сцену захвата судна — режиссер посчитал, что это внесет между ними дополнительную напряженность (подобный прием он использовал и в случае с «Потерянным рейсом»), а оператор Барри Экройд продемонстрировал по-прежнему мастерское владение приемами псевдодокументальной съемки «дрожащая камера» и «частый монтаж» — все это сработало и на этот раз.

И ведь нельзя сказать, чтобы Том Хэнкс из кожи вон лез, чтобы вдохнуть жизнь в образ своего героя — за все время фильма он, кажется, по-настоящему напрягся только один раз, во время финальной сцены. Сыгравший главаря пиратов Бархад Абди — и тот, пожалуй, выглядит интереснее. Но в американской киноакадемии любят, когда такие серьезные драмы о людях с чувством чести и собственного достоинства разворачиваются где-нибудь на окраине мира, а потом появляются бравые ребята из US Navy и всех спасают — вот и включают Хэнкса в список претендентов на «Оскара» все, кому не лень. И шансы у него, судя по всему, неплохие.

Другое дело — пираты. Шансов уцелеть в борьбе против целой армии у них нет практически никаких, и вот тут-то скрывается еще одна драма, в которой вчерашние захватчики превращаются в заложников. Гринграсс, конечно, пытается сыграть на сочувствии к ним, однако получается у него не слишком убедительно. Не помогают даже диалоги героя Хэнкса с агрессорами о причинах, толкнувших тех на захват судна, и реплики вроде «ты же еще совсем ребенок» по отношению к самому младшему из пиратов.

Превосходство огромного эсминца над жалкой спасательной шлюпкой с тощими уроженцами Черного континента на борту, вооруженными автоматами Калашникова, не просто очевидно — оно сквозит в каждом кадре, и за всем этим чудится самодовольная ухмылка американцев. Дескать, вот мы какие, пригнали целый флот ради спасения одного человека. Но, положа руку на сердце, нужно признать: это просто еще один повод им позавидовать. 7/10.