Неблагополучная семья

Неблагополучная семья
Кадр из фильма «»
Один из претендентов на «Оскара-2014», драма режиссера Джона Уэлса «Август» ожидаемо не вызвала ажиотажа в российских кинотеатрах. Тем не менее, фильм с Мэрил Стрип и Джулией Робертс в главных ролях «зацепился» за вторую неделю проката, подарив еще один шанс насладиться отменной актерской игрой тем, кто до сих пор этого не сделал. В тонкостях непростых семейных взаимоотношений героев картины разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Так бывает. Когда судьбы, раскручиваясь из клубка человеческих душ и плоти, привычек и амбиций, желаний и лени, наконец, сталкиваются. На этот раз это случилось в литературной американской семье в августе. Духота. Пекло. И повод, как это часто бывает, неприятный. Пропал отец трех дочерей и муж главной героини Вайолет (Мэрил Стрип), признанный поэт Беверли Уэстон (Сэм Шэпард). Итак, все родственники в сборе, включая семью сестрицы главной героини Вайолет. И неудивительно, ведь не все литературные семьи одинаково добропорядочны. Дочери всерьез запереживали за отца-алкоголика с 50-летним стажем и за мать — музу поэта, у которой такой же стаж лекарственной зависимости от антидепрессантов. Впрочем, главную героиню это нисколько не смущает, и снобизм с непомерно развитым эгоцентризмом вперемежку с природной проницательностью и остроумием на подобной закваске расцветает буйным цветом. Перед нами хорошая и любящая семья. Однако обиды, амбиции, страдания и любовь в угнетенной форме разъедают ее, как чужеродная опухоль героини Мэрил Стрип, и требуют либо болезненного отторжения, либо продолжения мучений.

Фильм оставлял бы крайне тягостное впечатление, если бы не отличный и остроумный юмор, которым упакована вся лента. Сценарий вообще сильная сторона фильма. Его писал сам автор пьесы «Август: графство Осейдж» Трэйси Леттс, получивший за нее в 2008-м Пулитцеровскую премию, а сама пьеса прошла триумфальным шествием по театральным сценам мира. По сути, «Август» стал шедевром еще до того, как попал на киноэкраны, и даже до того, как был снят первый кадр. Картина сделана согласно всем проверенным временем канонам построения драматического произведения. Здесь вам и символизм, и множество сюжетных линий, и эффектная развязка, в которой сама жизнь расставляет всех по местам. В одном месте в короткий промежуток времени случается нечто, которое определяет дальнейшее развитие событий на годы вперед. Точка бифуркации.

Впрочем, хороший сценарий — это всего лишь полдела. «Другая половина успеха — это актерский состав», — решил режиссер Джон Уэлс и пригласил на съемки Мэрил Стрип и Джулию Робертс (в результате обе номинированы на «Оскар»), Юэна Макгрегора («Я люблю тебя, Филлип Моррис»), Криса Купера («Красота по-американски»), Джульетт Льюис («Прирожденные убийцы») и даже необычайно популярного сегодня Бенедикта Камбербэтча. Осталось только предоставить актерам возможность играть и особо не вмешиваться в происходящее. В результате плотность характеров и образов в фильме оказалась настолько высокой, что в течение двух часов, пока идет «Август», не находится времени вздохнуть по-человечески. Да, это тот самый фильм, который смотрится на одном дыхании, и не хочется, чтобы он заканчивался.

В первые же минуты актерский талант Мэрил Стрип вбирает в себя все пространство экрана. Ей удалось передать зрителю неприглядную сторону болезненной старости и сумасшествия, вызвав при этом восхищение цельностью характера, неутраченной женственностью и чувством юмора. Лишь спустя некоторое время, постепенно насытившись очередным перевоплощением актрисы, разуму вновь возвращается способность получать удовольствие от игры всего актерского состава. Здесь наконец заслуженно можно похвалить Джулию Робертс, сыгравшую Барбару, одну из дочерей Уэстонов. «Красотка» блистательно воплотила в реальность образ крепко стоящей на ногах, умудренной жизнью женщины, однако с оголенными от жизненных коллизий нервами. Единственный герой, которому никак не получалось поверить, — это малыш Чарли (Бенедикт Камбербэтч). В картине это единственный нечитаемый характер. Сложилось ощущение, что должен был получиться талантливый, чуть инфантильный творческий человек, в котором почти вся семья видит лишь неудачника. Однако сцены, где Кабербэтч мог вытянуть свою игру на 4 с минусом и перепрыгнуть из лузеров в приличные актеры, серенькие и невыразительные. Те же сцены, где малыш Чарли льет слезы или испытывает глубочайшее переживание, выглядят наигранными и одинаковыми. К счастью, это второстепенная роль, никоим образом не влияющая на восприятие всего фильма.

В общем, сценарий и актерский состав в «Августе» — примерно как курица и яйцо. Непонятно, что первостепенно и играет главенствующую роль на пути к успеху, но ясно одно: ни без того, ни без другого фильм бы не получился таким замечательным. Он восхитителен и обязателен к просмотру всем ценителям интеллектуального кино и хорошего юмора, а также родителям всех возрастов. 8/10.