Действие нового фильма режиссера Ноама Мурро «300 спартанцев: Расцвет империи» со спартанцами, как таковыми, не связано практически никак. Триста воинов, некогда мужественно защищавших проход Фермопилы, просто в очередной раз дали повод голливудским кинодеятелям немножко заработать, использовав эту магическую цифру. Похоже, в будущем нас ждут захватывающие картины вроде «300 спартанцев: Наполеоновские войны» или что-то еще в этом духе. Впрочем, не будем отвлекаться и посмотрим на сам фильм.
Сюжет здесь вертится вокруг двух главных героев — отважного афинского полководца Фемистокла, некогда имевшего неосторожность застрелить отца Ксеркса, а также коварной Артемисии, командующей персидским флотом. Не читайте официальную аннотацию, Ксеркс в фильме представлен каким-то смешным чудаком, с помощью которого вышеупомянутая Артемисия осуществляет свои зловещие планы.
Собственно говоря, действие фильма разворачивается в то же самое время, что и сюжет первых «Спартанцев». Пока Ксеркс мужественно гробит свою армию о спартанцев в Фермопилах, его доверенная командующая задается философским вопросом: способен ли кто-то из ее ближайшего окружения встать с ней вровень в деле покорения новых стран? Или же все вокруг лишь твари дрожащие, способные только пойти на корм рыбам? Увы, ответ оказывается очень приятной для рыб и не очень приятной для соискателей теплого местечка.
Немалую роль в этом играет и Фемистокл, с помощью хитрых действий уничтожающий персидский флот, а также гордо отвергающий пост полководца в персидской армии после того, как соблазнил невинную Артемисию. Сразу можно отметить, кстати, что любовная сцена в фильме — одна из самых, гм... неожиданных из тех, что вам приходилось видеть в кино. Нельзя сказать, что ради этого стоит смотреть картину, но несколько минут искреннего смеха данный отрезок вам вполне может доставить.
О сюжете сказать, пожалуй, больше и нечего. Он тут — не особенно важная составляющая. Я также думаю, что вы не станете ждать от фильма полного соответствия истории — в принципе, достаточно того, что такие исторические персонажи действительно были и даже участвовали в битве при Саламине.
Действительно, что еще нужно режиссеру, снимающему очень специфический, откровенно утрированный и делающий основной упор на зрелищность фильм? Да больше ничего, пожалуй. Вы же помните оригинальных «Спартанцев»? Ну, там, где зрелищные убийства, кубики пресса, затмевающие горизонт, отсутствие хоть какой-то связи с реальностью и все такое? Полагаю, было бы наивностью ожидать от нового фильма-франшизы чего-то другого.
Обычно, посмотрев кино с таким уровнем смысла, исторической достоверности и правдоподобности в целом, мы с отвращением выключаем телевизор или же в спешке покидаем кинотеатр. Но «Спартанцы» — это особый случай. Здесь сценаристы и режиссер не пытаются изо всех сил угодить сразу всем подряд, здесь они прямо, ясно и четко дают понять: задачей было сделать только экшен и ничего больше. И они его сделали, черт возьми! И сделали хорошо. И такая позиция, на мой взгляд, гораздо лучше попыток объять необъятное.
Действие и картинка в целом — это то, ради чего затевался фильм, и они получились на отлично. Крупные выразительные планы, хорошо сделанные эпизоды убиения одних Homo sapiens другими, неплохо слепленные масштабные сцены — все это радует глаз, заставляя забыть о тусклом сюжете и прочих недостатках. Описывать визуальный ряд бессмысленно — это надо видеть. Просто имейте в виду, что высокий рейтинг фильма — это заслуга именно картинки и сцен сражений, а не тонкой игры актеров, легкого налета драматичности или же непредсказуемой сюжетной линии. Этого всего в фильме замечено не было. Разве что иногда смешно наблюдать что-нибудь вроде персидского флота, появляющегося из-за водяного холма, но мелкое пренебрежение законами физики в данном фильме простительно.