Все знают и помнят замечательный фильм «День сурка». Некоторые читали роман японского писателя Хироши Сакуразаки «Все, что тебе нужно — это убивать», легший в основу нового фантастического боевика с Томом Крузом и Эмили Блант. Сейчас каждый имеет возможность увидеть фильм «Грань будущего», появившийся на свет благодаря таланту режиссера Дага Лаймана, в свое время радовавшего зрителя такими картинами, как «Идентификация Борна» и «Мистер и миссис Смит». Насколько ему удалось новое творение, оценивал в одном из залов мультиплекса «КАРО Фильм» Андрей Красников.
Пушистые увальни-сурки в современном кинематографе котируются заметно меньше всевозможных инопланетян и уж точно меньше вечно молодого Круза. Поэтому неудивительно, что новый фильм про закольцованное время оказался не ремейком старой комедии, а совершенно новым творением, целиком и полностью основанном на романе японского фантаста.
Но общая тема все равно очень схожа: главному герою предстоит проживать один и тот же день бессчетное количество раз. Для чего? Для самосовершенствования. А вот что это такое — герои картин понимают совершенно по-разному. Билл Мюррей учился играть на фортепиано и потихоньку превращался из циника и эгоиста в человека, который способен завоевать девушку своей мечты всего за один день. Том Круз учится включать винтовку и пытается спасти от завоевания весь мир. Другие времена, другие нравы…
Действие фильма происходит в основном на побережье Нормандии, заставляя зрителя прочувствовать тот ужас, который творился при аналогичной высадке союзников во времена Второй мировой войны. Если учесть, что действие оригинального романа происходит вообще в Японии, то не вызывает сомнений мысль, что такая смена места — некая дань памяти солдатам, погибшим в июне 1944 года. Нельзя не отметить идеальную игру Круза, показавшего весь шок ничего толком не умеющего новобранца, брошенного на штурм вражеских укреплений в свой первый бой. Пожалуй, это один из самых ценных моментов в картине.
Но обо всем по порядку. Сюжет вертится вокруг глобальной наступательной операции, осуществляемой объединенными силами землян с целью уничтожения инопланетных захватчиков, обосновавшихся в центральной Европе. В водовороте событий оказывается немолодой, но живенький майор из пресс-службы, которого шокирующим для него образом отправляют прямиком на передовую, да еще и в роли пушечного мяса.
Долго майор не живет, но успевает перед смертью глотнуть крови необычного пришельца. И череда перерождений начинается. Здесь нужно сказать, что в книге механизм перезагрузки описан гораздо более тщательно и вызывает больше доверия, нежели в фильме. Но в киноформате изложение теории тахионного импульса, пожалуй, заняло бы слишком много времени. Так что стоит вообще пропустить этот момент и не зацикливаться на нем, благо фильм очень хорошо спрессован и скучных моментов откровенно немного.
Как Лайман добился этого? Юмор, юмор и еще раз юмор. Посмотрев трейлер, можно сделать вывод, что перед вами классический футуристический боевик. Это не так. Конечно, стрельба, пришельцы и Рита, размахивающая здоровенным топором, придают фильму незабываемый налет той самой футуристичности. Но во всем остальном «Грань будущего» — это комедия положений. Главный герой, всеми средствами отчаянно пытающийся вырваться из порочного круга, язвительный сержант, с нескрываемым удовольствием препятствующий ему в этом, генерал, с наслаждением сбрасывающий тыловую крысу с небес на землю — все они вызывают во время просмотра искренние улыбки. Только Рита изо всех сил старается быть серьезной, отчего смотреть фильм становится еще забавнее.
От боевика в картине действительно мало что осталось. Хоть и есть там достаточно глобальные сцены, но весь ужас для любителей экшена заключается в том, что при просмотре зрителю хочется их, эти сцены, промотать, чтобы полюбоваться новой небоевой ситуацией, в которую влипнет главный герой. Или же ситуацией уже встречавшейся, в которой он окажется далеко не в первый раз, но которая от этого только заиграет новыми красками.
И при этом всем фильм не скатывается в откровенную комедию с плоскими шуточками. Режиссер проделал огромную работу, заставив юмор, экшен, картинку и актеров органично дополнять друг друга, превращаясь в отличный коктейль. Пожалуй, истинной изюминкой могла бы стать концовка, аналогичная книжной — с встающим перед главными героями нелегким выбором и с необходимостью жить дальше, после того, как этот выбор сделан. Или же просто трагичная. Получилось бы замечательно. Но на это режиссеру все же не хватило духа.
Хорошо это или плохо? С позиций высокой философии — плохо. Но можно ведь и не философствовать, а просто немного порадоваться в конце за главного героя. В этом тоже есть смысл.
Что в итоге? Футуристический экшен с большой долей комедии и легким налетом драмы. Замечательная игра Тома Круза. Очень милая Эмили Блант. Великолепный, хоть и редко встречающийся, Билл Пэкстон. Немножко пришельцев. И отличный режиссер.