Горе, если не впал в безмолвие: Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке»

Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке» Горе, если не впал в безмолвие:  Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер» на «Вагонке»

«Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала на концерте Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер» на «Вагонке», послушала с десяток хитов группы «Наутилус», два — группы «Кино», плюс одну песню, посвященную Калининграду, и теперь рассказывает, почему это было очень профессиональное, но довольно скучное выступление для ностальгирующих.

Справедливости ради стоит отметить, что на всех афишах, расклеенных по городу, прежде всего значится Вячеслав Бутусов и группа «Наутилус Помпилиус». Концертная программа под названием «30 лет под водой», состоит, как несложно догадаться, из хитов разных лет, группа «Ю-Питер», с которой выступает Бутусов, приписана мелкими и почти неразличимыми буквами. Впрочем, на наполняемости концертного зала «самого западного клуба страны» это ни в коем случае не сказалось: за несколько часов до выступления все билеты раскуплены, на входе продают еще что-то по 2 600 рулей, но желающих не так много, в зале — тесно и не пробиться к сцене.

Вячеслав Бутусов выходит на сцену, приветствует зрителей — зал восторженно ревет. Первая композиция, открывающая программу — это «Воздух» с альбома «Титаник». Интерактива под названием: «Я угадаю эту песню с первой ноты» не случается — все аранжировки новые, узнать ту или иную песню сразу практически невозможно. Однако большая часть зала с дружным рёвом встречает каждый аккорд и начинает дружно подпевать, только услышав начальные ноты.

Бутусов не ждет, пока зрители «разогреются», и механически выдает хит за хитом: за «Воздухом» следует «Одинокая птица». Женщина в вечернем платье и с букетом роз танцует, как в последний раз. Крупный мужчина в белой рубашке танцует и беззвучно подпевает в партере так, будто сейчас звучит не «Одинокая птица», а какой-нибудь «Владимирский централ». Молодой человек в тонком свитере опасно покачивается, засовывает два пальца в рот, оглушительно свистит, и на каждой песне достает зажигалку и включает ее на полную мощность. Пламя рвется наподобие вечного огня и едва не опаливает хвост другому парню, который стоит впереди. «Эй, друг, ты чего-то рано разошелся, заканчивай давай», — его просят быть поспокойнее, он соглашается и следующие полчаса просто ограничивается свистом.

Музыкальное выступление сопровождается видеорядом: на экране довольно простая анимация частично религиозного содержания — кресты, ангелы, вот Богородица летит над гетто многоэтажных домов, вот белые голуби. Видео здесь просто необходимая и довольно простая иллюстрация, которая не создает никакой дополнительной смысловой нагрузки: не является визуальным высказыванием того, что невозможно спеть.

1013.jpg

Бутусов механичен и неразговорчив: минимум общения с залом. Единственное, в качестве посвящения Калининграду он поет «На берегу безымянной реки». Но непонятно, какого концептуального толка этот номер: формальное посвящение любому провинциальному городу, в который исполнитель приезжает с набором старых хитов, или скрытая отсылка к Бродскому с уже расхожим «Лучше жить в глухой провинции у моря».

В курилке часть зрителей до хрипоты спорит: имеет ли Бутусов моральное право петь песни, написанные Ильей Кормильцевым. В какой-то момент спор едва не доходит до драки. Мир наступает, когда кто-то из спорщиков дружелюбно заявляет: «Ну ладно, зато гитарист у него какой!». Гитарист «Ю-Питера» — Юрий Каспарян, который большинству известен как музыкант из группы «Кино». Отчасти большинство новых аранжировок старых песен принадлежит ему. С тем, что гитарист «что надо» и «я вообще пришел только Каспаряна послушать», часть курилки соглашается. Впрочем, все эти споры о моральности остаются в прошлом, когда Бутусов начинает петь «Скованные одной цепью» — это по-прежнему злая, очень едкая песня, которую очень удобно кричать в полную глотку до хрипоты. Единственное, сейчас петь о том, что «Круговая порука мажет как копоть» в унисон с человеком, который еще недавно подписывал петицию против фильма «Матильда» и тем самым выражал солидарность с цензурой, которой у нас в стране как будто бы и нет — довольно странно. Впрочем, возможно, со стороны Бутусова такие пропетые строки — это такая очень хитрая ирония. Но с другой стороны, гораздо ироничнее было бы спеть «Князя тишины» — «И горе мне, если впал я безмолвие». Но «Князь Тишины» так и не прозвучал, и само безмолвие, судя по последним событиям, Бутусову не грозит.

Напоследок команда поет два хита «Кино» — «Печаль» и «Звезда по имени солнце». Кто-то шутит, что все вот-вот превратится в трибьют Цоя, но концерт заканчивается.

Ностальгия на отечественном рынке эмоций и чувств сегодня очень актуальный и ходовой товар: начиная от кинематографических лент об эпохах застоя и оттепели, заканчивая концертами когда-то подпольных групп. Это отличная возможность на два часа оказаться немного в том времени, когда был моложе, «трава зеленее» и так далее. Но ностальгия ради ностальгии — это довольно банальный ход. Отыграть с десяток хитов в произвольном порядке, пусть с непривычными аранжировками и хорошим звуком — это одно дело. Сделать двухчасовой концерт не просто вечером воспоминаний, а ретроспекцией, благодаря которой можно проследить то, как менялся звук, как из хрипоты, лязганья и прочего «сора» рождалась самая яростная на тот момент речь, а потом она оборвалась на полуслове — совсем другая история. В случае с концертом Бутусова получилась первая история, и от этого как-то скучно и грустно.

Напомним, что концертная программа называется «Тридцать лет под водой». Где-то на дне, под этой самой темной водой лежит затонувшая лодка «Наутилус Помпилиус». Единственный, кто спасся, вынырнул на поверхность, оказался над этой самой водой и теперь судорожно глотает воздух и делает вид, что может пройтись по волнам как по суше — это сам Бутусов. Хит за хитом, поем вместе, спели, вспомнили все то, что слушали на кассетах и склеивали пленку, когда она рвалась в самых тонких местах, вышли из клуба на морозный воздух — концерт окончился. Ну а дальше-то что?

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]