Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки

Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки Словить звук: в Кафедральном соборе выступил ансамбль современной музыки
Все новости по теме: Культура

С 21 по 22 апреля в Калининграде прошел шестой фестиваль экспериментальной музыки «Sound Around Kaliningrad». «Афиша Нового Калининграда.Ru» в Кафедральном соборе послушала концерт Московского ансамбля современной музыки, созданного Юрием Каспаровым при участии композитора Эдисона Денисова, и узнала, как в Калининграде проходит единственный форум саунд-арта. 

На открытии фестиваля «Sound Around Kaliningrad» смотрят расширенное кино голландского режиссёра Йоста Реквельда в кинотеатре «Заря». На экране в разные стороны расходятся разноцветные лучи, хаотично перемещаются линии, скачут точки света, возникают разноформенные пятна. Короткие киноленты Реквельда — фрагменты из жизни технологического мира, в центре которого движение пленки в камере, вращение затвора, создание изображения. Художник исследует влияние спроектированных систем на человеческие чувства, ищет ответ на вопрос: чему мы можем научиться в диалоге с машинами? На следующий день в кинокафе «Новости» на мастер-классе Гауденца Бадрута, швейцарского саунд-арт-художника, слушают в записи французского композитора Люка Феррари, пионера «конкретной», «анекдотической» музыки и «полевых записей», пытаясь понять, в какой именно момент звук превращается в музыку.

К вечеру программа продолжается в Кафедральном соборе, правда, в укороченном формате — Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) выйдет на сцену без заявленного ранее польского коллектива «NeoQuartet». Об этом за несколько часов до начала выступления организаторы сообщают в социальных сетях. В зале Кафедрального собора настолько тихо, что слышно, как на пюпитре органа перелистывают страницы нотной тетради и даже до мест у сцены доносится еле разборчивый стук каблуков в фойе. В акустике собора легко распознать каждый шорох, который ненарочно стал частью музыки. Публика занимает свободные места в середине зала и внимательно прислушивается к звукам вокруг, оглядывается по сторонам, как бы пытаясь глазами словить то, что слышит. Первой участники МАСМ исполняют композицию «Светлое и Тёмное» для органа Софии Губайдулиной, за ним — «Трио» Эдисона Денисова для флейты, бас-кларнета и фортепьяно.

Музыканты выходят на сцену на цыпочках, стараясь не разорвать повествование неосторожным шарканькем или скрипом половиц. Тревожные отрывистые всхлипы, нарастающие раскаты сменяют короткие дрожащие звуки или спокойные мелодичные переливы. «Зеркало в зеркале» Арво Пярта для органа и фортепьяно продолжает «Логика лабиринта» Юрия Каспарова для бас-кларнета, после, звучит первая скрипичная соната Альфреда Шнитке для скрипки и фортепьяно, последнее в программе — произведение Валентина Сильвестрова «25 октября 1893 года». Короткие паузы между — будто перерывы для того, чтобы щедро отблагодарить ансамбль аплодисментами и вновь затаить дыхание. После окончания концерта ансамбль несколько раз кланяется, в зале включают свет, гости не спеша выстраиваются в очередь к гардеробу, вероятно, даже позабыв о том, что концерт должен был быть дольше и с теми участниками, что указаны на афише у входа.

Ближе к полуночи в этот же день в Закхаймских воротах на смартфонах исполнят современную классику Джеймс Жирудон и Хавьер Гарсия из французского центра Grame. В субботу в казарме «Кронпринц» Йост Реквельд покажет импровизированный аудиовизуальный перформанс, а на финальном концерте выступят литовская группа Sheep Got Waxed и Гауденц Бадрутт из Швейцарии. Один из немногих в России и единственный в Калининграде фестиваль экспериментальной музыки «Sound Around» проходит в шестой раз. Это музыкальное событие выросло из «походной» арт-резиденции «Sound Art Camp», проектов «SoundArtLab» и «Акустическая диагностика». Неизменный проводник в мир экспериментальной музыки — Даниил Акимов, куратор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства, не устаёт повторять за композитором Джоном Кейджем: всякий звук — музыка, и из года в год пытается доказать, почему.

Текст — Анастасия Светогор, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]