Фонотека без фанатизма: редкие и интересные пластинки, которые стоит послушать

Наряду со свежими релизами «Афиша Нового Калининграда.Ru» продолжает рассказывать о музыке, выпущенной за последние десять лет и не получившей должного внимания по тем или иным причинам. В очередном обзоре Николая Варнавского несколько пластинок в стиле джаз, инди-рок и немного электроники.


Lester BowieLester Bowie Brass Fantasy. When The Spirit Returns
2003/Dreyfuss Jazz

Вкус пятнадцатилетней девчонки и гений легенды фри-джаза. Это вообще о чем? Краткая историческая справка: Лестер Боуи — лидер и трубач культового джазового коллектива Art Ensemble Of Chicago; пятнадцатилетняя девчонка — его дочь Зола, которая и отбирала песни для этого альбома; а Brass Fantasy — его фетишистский проект, суть которого сводится к девизу — «записывать популярную музыку в джазовых аранжировках, поскольку именно джаз был первой популярной музыкой». Таким вот образом в качестве «жертв» на пластинку попали песни Bob Marley, Notorious B.I.G., Babyface, India.Arie и прочих артистов, которых Боуи, возможно, услышал в первый раз в жизни. Из всей этой затеи получилась сказочно красивая запись, в которой присутствует и юмор, и находчивые аранжировки (в оркестре три тромбона и туба!), и стильность, и трогательная вежливость по отношению к оригиналам. Самая потрясающая вещица — «Biggies Ride» — такое тонкое чувство нюансов, что представляется кропотливая работа над песней годами (диск был записан за шесть дней в 1997 году). Жаль, но это последний альбом проекта. Очень скоро (в 1999-м) Лестер Боуи умер. А в 2003-м Art Ensemble Of Chicago записали пластинку «Tribute To Lester». Музыкой получилось сказать гораздо больше, чем словами.

http://www.allmusic.com/artist/lester-bowie-mn0000255287


ColderColder. Heat
2005/OutPut Recordings

Еще никто на моей памяти не обращался так бережно, с одной стороны, и не банально — с другой, с наследием Joy Division. За проектом стоит французский музыкант по имени Marc Nguyen Tan (черт его знает, как это произносится). В общем, этот товарищ умудрился высосать через трубочку все ключевые элементы музыки манчестерского коллектива, и при этом получить собственное лицо (пусть временами оно и заслоняется профилем вдохновителей, как на советских знаменах Маркс-Энгельс-Ленин). Глухие монотонные барабаны, извивающаяся выпуклая тема бас-гитары, депрессивный вокал и мрачноватая атмосфера. Вот, казалось бы, мы и в начале 80-х. Но уже танцевальный боевичок «To The Music» переносит дежавю на пару лет вперед, когда на коне New Order. А синтезаторы в песенке «You Face» и вовсе заставляют вспомнить о The Doors. Я не зря бросаюсь здесь громкими сравнениями. Музыка проекта действительно выглядит так же мощно и содержательно, как у культовых групп прошлых десятилетий. Просто индустрия настолько изменилась, что этих качеств музыке маловато, чтобы она влезла во все уши. Если ваши не заняты, то впустите ее к себе. 

http://www.discogs.com/artist/Marc+Nguyen+Tan


Sigmatropic

Sigmatropic. Dark Outside
2007/Tongue Master

И снова про греков. Вернее про то, как греческий музыкант учит играть инди-рок (можно и поп) англичан и американцев. Акис Боятцис уже второй раз утирает нос всяким Walkabouts, Midnight Choir, The National и пр. На втором альбоме добавилось драйва и убавилось приглашенных к микрофону гостей. Упомяну лишь Роберта Фишера и Карлу Торгесон. Зато музыка стала более насыщенной и где-то даже надменной. Гитарам активно помогает программирование, и встраивается электроника в, по сути, сонграйтерскую американскую традицию невероятно органично. А мелодии кажутся такими уместными, точными и податливыми для насвистывания, будто они всегда валялись под ногами. Куда остальные музыканты смотрели — загадка. Причем удачными получились и песни с женским вокалом (Анна Каракалу завораживает своим голосом в сексуально покачивающем бедрами дуэте «White»), и с участием мужчин («A Song In My Wallet» и «Blue Side Of The Moon» — обе песни уверенно выводят балладно настроенную пластинку практически на танцпол). Очень хотелось бы еще выделить песенку «Crack In The Back» — вокальная мелодия на пару с барабанами как бы нехотя заставляют лирично настроенное пианино оттопывать ножкой довольно бойкий ритм. Остается только сожалеть, что проект очень редко балует новинками.

http://www.sigmatropic.gr/


Fab SamperiFab Samperi. Power Bossa
2011/Agogo Records

Словно босанова беременна фанком, а твист доказывает ритм-н-блюзу свое латинское происхождение. Возрастной дядька — уроженец Катании. А музыка, видимо, вызревала рядом с виноградом под улыбающимся солнцем. Международный подбор вокалистов раскрасил и без того разнообразное меню этой пластинки. Правда, выходивший ранее синглом «Alcoholic Drinks» здесь представлен инструментальной версией. Безоговорочные хиты программы — «Listen Up», «In The River», «BB Funk» — наполнены таким зарядом бодрости, что лимонад открывается самостоятельно. Впрочем, за пределами этой троицы песенки тоже не книги читают. «Spaghetti Samba» изящно пародирует «Venus» Shocking Blue, приучая голландцев к теплу; «Everymen» и «Heaven Sent» украшены слишком убедительным для англичанина соул-вокалом Джона Таррелла; А «Papillonne Sur Moi» — и вовсе детище Montefiori Coctail и In-Grid. Так что перевести дух можно будет изредка на темах вроде «Jazz Di Mezzaluna»,и то если вы не любите пианино. Вообще, звучание этого альбома проще всего описать словом «свежесть» (при том, что аутентичность тут как тут) — сказочная редкость в современной музыке. 

http://www.fabsamperi.com/


Paal FlaataPaal Flaata. Rain
2005/Glitterhouse

Красивый рутовый американский рок от влюбленного в свой голос норвежца. Такой вокальный нарциссизм поначалу отталкивает, хотя песни в дебюте диска собраны сильные. Да и записан альбом по-дорогому: все инструменты допущены к слушателю с одинаковым пиететом. Однако вокал постоянно ломает звуковую перспективу, да еще и любуется происходящим. Но по мере движения вглубь диска приходит понимание, что голос делает это не нарочно, он просто по-другому не может (как, например, Крис Айзек). Иногда можно то же самое сказать и про происхождение, и про менталитет. В Норвегии ведь есть только блэк-метал, «свой» джаз и A-HA. Как умудряются музыканты за пределами этого клише вляпаться в ту же кашу — удивительно. Вот и у нашего героя припевчик зажигательной песенки «Overflow» сильно напоминает соотечественников из A-HA. А вот вступление в «Life Down Here In Hell» хоть и похоже на Midnight Choir, но имеет достойное оправдание: все-таки в этом коллективе Флаата пел больше десяти лет. Тем более непонятно, откуда взялись стадионные замашки в песне «Wolfs Eyes». Наверное, самой красивой песней на диске можно назвать дуэт с Александрой Братен (единственное имя из всех музыкантов на записи, которое можно без проблем произнести) «Right Next To Nothing». Конкуренцию ей очень хотела составить «Alabaster Jar», выполненная в фортепианной традиции Ника Кейва. Но хватило ее только на начало. Тем не менее, пластинка затягивает настолько, что под конец хочется любоваться вокалом уже на пару с вокалистом. 

https://www.facebook.com/pages/Paal-Flaata/86931607917


Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов исполнителей и рекорд-лейблов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]