Музпросвет: редкие и интересные пластинки, которые стоит послушать

«Интернациональный» фолк-рок от британских музыкантов, не совсем электроника от трио норвежцев, нью-йоркский авангард, спродюсированный Энтони Хегарти, а также музыка, проникающая под кожу, и старый добрый фанк в исполнении ансамбля из Голландии — «Афиша Нового Калининграда.Ru» продолжает рассказывать об альбомах последних десяти лет, не получивших должного внимания по тем или иным причинам.
Erland & The Carnival. Erland & The Carnival
2010/Full Time Hobby

Бодрящий фолк-рок от гитариста The Verve и еще кучки популярных британских ансамблей Саймона Тонга. Понятное дело, что фольклор у парней ирландский и английский, но вот какая штука: звучит музыка вполне себе интернационально. А имитирующая аллюрный перестук копыт ритмика некоторых песен (You Don’t Have To Be Lonely, Everything Came Too Easy) вполне могла бы сойти за сопровождение к советским кинофильмам о гражданской войне. Отдают ребята дань и монстрам английского фолк-рока прошлых лет, вставляя в основном по делу психоделические элементы в проигрыши песен. Есть ощущение, что альбом нападает на слушателя «с наскока» — знакомство с музыкой происходит так быстро, что даже красивые мелодии кажутся недоработанными. Словно ты уже выкинул кость, но жалеешь, что мясо на ней еще осталось. Именно скорость музыки выделяет этот коллектив от целой армии скукотищи, эксплуатирующей «народную» тему. А еще музыкальное мышление. На альбоме, естественно, присутствуют песенки за авторством «народа». Так вот, иной раз можно запросто перепутать, кто сочинил ту или иную песню. К примеру, написанная на стихи Леонарда Коэна Disturbed This Morning вполне могла быть забыта английскими моряками в каком-нибудь грязном порту; в то же время Was You Ever See стартует с такого басового пассажа, словно сейчас пойдет американский гаражный рок. Да и аранжировка Gentle Gwen так далеко уносит уши от оригинала, что хочется нахмурить рожу и одобрительно покивать головой. Ну и в заключении — Trouble In Mind — ватерлиния, после которой вы уже не сможете выключить диск.


Flunk. Morning Star
2004/Kriztal

Разве может электроника быть такой чувственной, человечной, наивной? Не совсем. Это не совсем электроника. Норвежское трио с симпатичной девушкой у микрофона вживую создает свои песни с помощью «электронных» технологий. В результате музыка даже во флегматичные моменты своей небольшой истории создает не просто хорошее настроение, а уют в сердце. И как только ты ловишь этот момент (к примеру, Spring To Kingdom Come), мелодия моментально реагирует, отвечая внимательному слушателю чуть заметной улыбкой. Очень сложно провести однозначные параллели с другими исполнителями. Взять песенку On My Balcony — вроде можно вспомнить про Hooverphonic. А отойти чуть в сторону — Blind My Mind — уже и Moloko вертится в голове. Кстати, отметим и искреннюю любовь проекта к творчеству New Order: на этом альбоме представлен сказочно красивый кавер True Faith, а на первой пластинке присутствовала обаятельная версия Blue Monday. Но в целом настроение Morning Star чуть грустнее, чем у упомянутых выше групп. Правда, грусть эта светлая — будто смотришь на согревающегося с мороза котенка: вроде и сочувствуешь, но в тоже время ощущаешь, что прикасаешься взглядом к настоящей, неприкрытой красоте.


Little Annie. Songs From The Coal Mine Canary
2006/Durtro Jnana

Романс, кабаре и нью-йоркский авангард. Annie Anxiety Bandez можно расположить где-то между Anne Clark (по выразительности ее манеры пения) и Marianne Faithfull (по зависимости от «тусовки»). Annie успела за долгие годы карьеры поработать со многими непростыми музыкантами, даже была замечена в сотрудничестве с Coil на их «танцевальном» альбоме. На этот раз продюсером и основным соавтором выступил Antony Hegarty (тот самый). Помимо естественной коммерческой составляющей пластинки, участие Antony сделало ее действительно сильной, самобытной и красивой. Особенно понравились неожиданные хамелеонные смены одновременно и мелодии, и темпа, как например, в песне Absynthtee-ism. Или похожий прием в вещице Strange Love — пожалуй, единственная композиция на альбоме, которая выглядит одолженной у Antony And The Johnsons. Наверное, благодаря продюсеру и голос на диске выведен в удобное мягкое кресло, не стоящее отдельно, а органично купающееся в приджазованных аранжировках. И тембр голоса, вроде бы, предрасположен к декламации (театральная поза ощущается в каждой интонации), а музыка подталкивает к пению. Пожалуй, лишь фортепиано периодически позволяет себе «повысить голос» на вокальную партию. Ну и нельзя пройти мимо удачного эпилога диска: прокуренная салонная музыка в вечернем платье вдруг срывается в свинг, радующий своей нелогичностью и «шизанутостью» в финале.


Jamie Woon. Mirrorwriting
2011/Polydor

Одиночество, генерирующее теплоту. На слух кажется, что логичнее и быть ничего не может. Потерянный в сигаретной дымке вокал, минималистичное программирование, эклектичные сонграйтерские мелодии и невероятно находчивые аранжировки, а также тонкие перкуссионные ходы (уместность всяких прихлопов и щелчков подкупает). Музыка, состоящая явно не из одной плоскости. Повернется лицом — R’n’B, чуть в сторону — дабстеп, еще левее — соул, шаг назад — трип-хоп. Но стоит отойти от динамиков подальше — это просто красивая музыка, проникающая под кожу, даже если ты в спортивном костюме. В словосочетании «поп-музыка» Mirrorwriting явно ответственен за второе слово. Первая половина альбома вообще не дает передохнуть челюсти — прикрыть ее не получается. Стартует пластинка с ускоренного варианта дабстепа с повисшим взглядом Night Air — этакий James Blake на повышенных оборотах. Плавно перехватывающая эстафетную палочку Street не дает передохнуть перед синтетической аэробикой из R’n’B под названием Lady Luck, каким-то чудом завербовавшим в прошлом году радиоэфиры. Умиротворяющая своей гармонией набухающую партию баса песенка Shoulda наполняет свежестью не только уши, но и легкие. Ловко жонглирующий струнным пиццикато пластичный фанк-номер Middle до пошловатости круто звучит. А заканчивается альбом нежной акустической балладой Waterfront. По результатам прослушивания можно сделать два вывода. Первый — Jamie Woon с легкостью продемонстрировал большинству звезд современной модной музыки, что может, как минимум, не хуже. Вывод номер два — парню удалось создать не только свой уникальный стиль, но и, возможно, открыть дорогу новому жанру. Почему-то хочется обозвать это дело степ-соул.


The Soul Snatchers. Scratch My Itch
2012/Unique

Классический фанк в традициях 60-70-х гг. от нового поколения музыкантов, панически боящихся плохого настроения. Половина вещей — инструментальные. Никаких поблажек современному (с ушами из 80-х) слушателю: много духовых. Причем ведут они себя вольготнее вокала. Дудки не успокаиваются, даже когда на первые роли выходит бас-гитара (Finish What You Started). В общем, как говорится, никакой «пластмассы», только настоящий живой грув! А некоторые темы (Good To Me) наполнены такой энергией, что и Джеймс Браун бы не побрезговал не только послушать, но и исполнить. И все это безобразие совсем не лишено разнообразия. Периодически всплывающие образы от Bobby Womack и Parliament до Betty Davis угнетают ретроградов своей свежестью и слаженностью. А шпионские парафразы в песенке The Lick вообще отсылают к Диззи Гиллеспи (The Real Thing) и Чарльзу Мингусу (Mingus, Mingus, Mingus, Mingus). Расстраивает только то, что ансамбль из Голландии — ну, сами знаете — цветы, там, и прочее, может на музыку времени и не остаться.


Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов исполнителей и рекорд-лейблов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]