Новогодние музыкальные подарки: редкие и интересные пластинки, которые стоит послушать

В конце декабря не до музыки. Максимум — радио в пробках или, как альтернатива, флешка с уже поднадоевшей mp3-подборкой. А вот новогодние каникулы как раз самое подходящее время для пополнения коллекций и обновления содержимого плееров, телефонов и всех остальных устройств, используемых сейчас для прослушивания музыки. Николай Варнавский выбрал несколько альбомов на свой вкус.


Tindersticks
Tindersticks. The Something Rain
2012/Lucky Dog/City Slang

Долгожданное возвращение к породистости. После того как в 2006-м группу покинул один из ее основателей (Dickon Hinchliffe), культовый английский коллектив с каждой новой записью выглядел все более растерянно, аранжировки казались скомканными, а мелодии — высосанными из пальца. Когда я услышал песню «Medicine», я понял, что Tindersticks вернулись (как в пошловатом голливудском фильме!). Дикая, подкупающая безымянностью красота во вкрадчивой манере противопоставлять доверчивость и доверительность голоса и музыки. Меланхолия, поступающая в уши, словно лекарство по капельнице — ни на секунду быстрее, чем нужно. И даже кинематографичные переливы из пустого в порожнее на новом альбоме похожи на целостные песни («Come Inside»). А психоделический трип «Frozen» навевает воспоминания о «4.48 Psychosis» — и это, конечно, комплимент. Есть на этой пластинке какая-то завораживающая легкость сочинительства: на слух кажется, что песни сочинялись запросто, вслед за утренним кофе. Примерно в таком ключе стучится в сердце приседающая и пожимающая при этом плечами «SlippinShoes» — будто перекочевавшая сюда из альбома «Can Our Love». И еще трудно отделаться от мысли, что, откуда ни возьмись, в музыку вернулась традиция. Не самоповторы, а именно традиция в гармонии, в теплоте аранжировок, ребята снова влюблены в свою музыку, и эта любовь заразительна. В общем, средний по уровню альбом Tindersticks. И этот средний уровень на голову выше большинства современных гитарных коллективов Британии.

www.tindersticks.co.uk


Smoove & Turrell
Smoove & Turrell. Eccentric Audio
2011/Jalapeno

Бумбастик ритм-н-блюз. Как еще обозвать эту забродившую на фанке смесь из хип-хопа, соула, блюза, диско и присвинговывающего джаза — не знаю. Просто фантастическое попадание в лунку — дуэт этих двух парней. Благодаря Джону Тарреллу в английской прессе появился термин Northern Soul, а мистер Smoove может заставить танцевать брэйк-дэнс даже дальнобойщика. Пластинка хоть и выдержана в одном звучании — этакий породистый снобизм в сторону мейджоров, но стилистически приключений на ней хватает. Обращают более других на себя внимание следующие песенки. Стартующая с кваканья слайд-гитары «I Need A Change» находчиво превращает бодрое вступление в ритм. Идущая перед ней элегантная и романтичная «Wasted Man» настолько освобождается от условностей к рефрену, что будь ты в машине, на дискотеке или на унитазе, музыка поднимает тебя и заставляет парить над происходящим. А доносящееся из динамика «Не уходи» кажется тебе твоей же фразой, обращенной к самой песне. Добравшаяся спустя два года до отечественного радио «Money» монументально возвещает о прибытии на станцию Лондона состоявшихся героев нового ритм-н-блюза. С пробуксовками разгоняющийся диско-номер «Its The Falling In Love» обезоруживает своей простотой и слащавостью, словно диско-шар из 70-х у подруги в спальне. Ну и преступлением было засунуть, наверное, лучшую песню на диске «The Way It Goes» в самый конец. Эта вещь словно синтезирует в себе все достоинства этой заводной, теплой и зубастой на цепкие мелодии музыки. Кстати, для любителей протирать пластинки — на виниле этой песни нет.

www.smooveandturrell.com


Antony & The Johnsons
Antony & The Johnsons. Another World
2008/Secretly Canadian

Это даже не альбом, а миньон, предваряющий пластинку 2009-го года «The Crying Light». Но именно на этой записи есть песня, позволявшая надеяться на то, что главный голос нью-йоркскогопоп-кабаре и вообще артистической тусовки в мировом масштабе разовьет свой талант в нечто новое, отличное от растерянных баллад под фортепиано. Нечто похожее на «Fistfull Oh Love». Эта песня называется «Shake That Devil». Стартующая присказками на фоне притихших в засаде нойзовых эффектов, песенка довольно вольготно (даже с охотой) преодолевает небольшую шумовую завесу и превращается в «собачий» свинг-рейв, где ведущую роль играет не вокал (!!!), а саксофон. Именно в таких вещицах видно, что Энтони — не мрачное, вечно страдающее существо. Он понимает, что музыка — это объект искусства, на которое он тоже может, отойдя немного в сторону, посмотреть, подправить, порадоваться вместе со слушателем. Только в таких случаях появляется самоирония, делающая музыку сильнее. К сожалению, остальные песни, как и последовавший альбом, утонули в самоповторах. А там, где удалось выплыть, самобытность добили строгие и довлеющие, как тучи, оркестровые аранжировки.

www.antonyandthejohnsons.com


Dempsey
Dempsey. Sunrise Sunset
2004/Output

Как если бы Beck сделал пародию на Massive Attack, а та заблудилась в 60-х без компьютера. Конечно, ссылка на трип-хоп в стилистическом плане довольно условна, но зато отражает это необыкновенное ощущение, когда фанк-рок копошится на месте с изяществом бульдога. Скорее хип-хоповые ритмы здесь заигрывают с психоделическими гитарами, а электроника притворяется аналоговым зверем, поедающим все, что отказывается шевелить бедрами плавно. Над пластинкой работали сразу два продюсера: Киран Хебдэн (Four-Tet) и The Underdog (Playgroup). Линия передела проходит в том месте, где музыка перестает вибрировать. Она вроде бы становится более романтичной и наблюдает за слушателем — что он теперь будет делать. В этой мутной воде, где царят динозавры с гитарами, есть даже мексиканские мотивы. Но кажущееся противостояние хиппи и фанк-рока на самом деле оказывается единым организмом, склеенным той самой ошарашенной до цифровой эпохи электроникой. Эти песни словно подобраны на улице, за ушедшими с тусовки скейтбордистами. Не будьте такими же расточительными, как парни с роликами, и послушайте редкую в своей индивидуальности музыку.

dempsey.bandcamp.com


Dirty Edits
Dirty Edits Vol. 2
2008/Dirty Sound System

Редчайший случай, когда халтурка под вывеской Re-Edits производит эффект разорвавшейся гранаты где-нибудь на кухне. А уже следующий трек не позволяет высунуть нос проверить, что там случилось. Как, по-вашему, может выглядеть Элвис Пресли в жестких рамках этакого краут-диско, которое и вправду чем глубже в звучании, тем грязноватее на вид. А дальше, как издевательство над королем, идет почти девственный рок-н-блюз от Джей Кейла «Ride Me High». Возглавляет парижскую компанию диджеев некто Pilooski, и это уже четвертая компиляция за его авторством, которая настораживает уши. В отличие от первой части здесь больше звучания из 80-х и даже из 90-х. Стилистический ярлычок «электро» нависает над пластинкой, как прохудившийся навес. Хотя безусловной фишкой проекта являются номера вроде гипнотического диско Yellow Power «Hai Samurai», звучащее свежее каких-нибудьDaft Punk. Впрочем, и эти достижения ребята умудряются выразить карикатурой, когда эстафетная палочка переходит к поросшим мхом The The с их манерными вокалами. Наверное, лишь настырный бит у неулыбающегося Holger Hiller немного утомляет своей несгибаемостью, а немецкий язык усугубляет эффект наступательных действий на хорошее настроение. Но вот уже похабное диско от ансамбля Octet с песенкой «Euros Vs. Dollars» добавляет актуальности происходящему. Заканчивается все это безобразие пошлой версией «Gemini» ветерана рок-н-ролла Дела Шэннона. 

www.d-i-r-t-y.com/dirty-sound-system


Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов исполнителей и рекорд-лейблов 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]