Банана-буги как состояние души: музыкальные альбомы, которые вы пропустили

«Афиша Нового Калининграда.Ru» продолжает знакомить своих читателей с интересными, но малоизвестными музыкальными релизами последних десяти лет. В очередном обзоре редких и интересных пластинок — история о том, как губная гармошка из 70-х уделывает электронные примочки 90-х; новозеландское регги без стилистических берегов и еще пара-тройка альбомов, заслуживающих вашего внимания.

John Legend. Love In The Future
2013/G.O.O.D/Columbia

John LegendГлавный фортепианный артист Америки, похоже, продолжает прогрессировать. Каждый новый альбом у него немного прибавляет в гармоническом разнообразии, в расширении вокальных возможностей (пусть и с осторожностью). Даже после совместного диска с The Roots новая работа выглядит взрослей. И выбранная для клипа «Made To Love» с изобретательной перкуссией вместо сытого бита — вовсе не поп-пустышка для эмтивишного зрителя, это одна из лучших песен альбома. Вообще, территория мечтательной, романтичной музыки от черного парня с хорошим голосом казалась давно вытоптанной слащавыми певцами/певицами. Но выяснилось, что публика действительно нуждается в качестве, в сложности, искренности даже в этой области популярной музыки. И Джон отлично справляется с этой задачей. Куча приглашенных продюсеров не задает тон, а подстраивается под стиль исполнителя. Но самое главное — здесь есть «All Of Me» — кажется лучшая песня в дискографии певца! Это просто идеальная вещь: с ней с одинаковым успехом можно укладывать ребенка спать и поднимать в едином порыве стадионы! На диске почти нет песен, где бы тема менялась всего дважды — от куплета к рефрену, всегда есть дополнительный поворот для мелодии. А точечные вкрапления парафразов из прошлого или просто бэк-вокалы в неожиданных местах добавляют музыке изысканное послевкусие. К примеру, вступление в песне «Tomorrow» очаровывает сильнее самой песни. Наверное, можно эти песни назвать негритянским романсом — даром, что все они, конечно, о любви. Есть здесь и простенькие, но почти наверняка стопроцентные радио-хиты, вроде «Wanna Be Loved». Но они лишь добавляют красок радуге. Пожалуй, единственный минус этой пластинки — это ее перегруженность, 18 песен — это чересчур. Можно было смело выкинуть пару-тройку номеров, и общее впечатление было бы только сильнее. А так временами кажется, что, выйди альбом на флэшке, Джон бы и там нашел, чем всю память забить.

Innaway. Innaway
2005/Some

InnawayКраткая история про то, как губная гармошка из 70-х уделывает электронные примочки 90-х, мимоходом пародируя синтезаторные клише 80-х. Музыка этого коллектива вне времени, а иногда кажется — что и вне пространства. Стилистически она тоже устроена, как таблица Менделеева: стартующая безмятежной мелодией с почти пост-панковыми барабанами «Tiny Brains» за экватором сталкивается с чуть ли не прог-роковыми препятствиями. Такая же картина повторяется и в следующей за ней «Rise», только на этот раз гитара не обращает уже внимания на центральную тему (благо той аморфности не занимать). Причем гитарные рулады далеко не всегда отсылают в высокомерные 70-е. Скорее, они ближе к пост-року в обоих его проявлениях: и когда гитарная музыка притворяется электронной, а электроника — гитарной; и когда из бурелома гитарных рифов не видно самого леса, но очень интересно в нем бродить. Первому случаю удачно подходит добродетельно относящаяся к ушам слушателя песенка «Follow Moon» и куда менее снисходительная «Golden» — лирическое противостояние синтезатора и хромающего на четыре ноги драм-н-бэйса. Второй вариант высовывает свою физиономию в большинстве песен альбома. Даже, когда музыка посыпана непринужденным французским романтизмом (есть и такие). Или когда проводником центральной темы выступает упругая бас-гитара, а припев смахивает на брит-поповые ужимки — «Stolen Days» — возможно самая классная песня на диске. Ну и на десерт у ребят остался самый добрый и, наверное, современный номер — «George Walker On Water».

David Thomas and Foreigners. Bay City
2000/Thirsty Ear

Bad CityЧто делать, когда музыка смеется тебе в лицо? Единственный выход — смеяться вместе с ней. Бессменный фронтмен авант-панк-рок группы Pere Ubu периодически выпускает пластинки с другими музыкантами, мотивируя свое дезертирство тем, что существует, мол, на свете музыка, которая не вписывается в рамки его основного проекта. То, что музыка Pere Ubu и без всяких приглашенных музыкантов и так перекошена во все стороны, во внимание не берется. Ну, оставим это обстоятельство на совести нашего сумасшедшего толстячка (ей уже давно все равно). В общем, описать очередную проделку можно как камерный, минималистичный шизанутый барный рок. В котором соседствуют зафузованный психоделический шаманизм «Nobody Lives On The Moon» с сочным битом вполне себе хитовой песни «Charlotte». А вывернутая наизнанку цыганщина «15 Seconds» разваливается под хиленьким индустриальным гнетом в болтовню с жестяными барабанами. Еще один потенциальный гвоздь программы «The Radio Talks To Me» словно боится продуцируемых самим собой звуков: музыка постоянно нагибается и пыхтит изящной мелодией сквозь мусор шумовых эффектов. По правде говоря, почти после каждой записи Дэвида Томаса можно смело утверждать: маразм крепчает! Вот только, видимо, процесс этот бесконечен. По крайней мере, уже больше тридцати лет остановить это безобразие никому не удается. В конце пластинки скрыта не обозначенная на обложке жутко слезливая баллада «Untitled» — вредный голос постоянно пытается повторить интонацию за кларнетом и постоянно же не успевает. Самые теплые рекомендации!

Fat Freddys Drop. Dr. Boondigga & The Big BW
2009/The Drop

Fat FreddyПриджазованный регги абсолютно не видит стилистических берегов. От блюзовых аккордов в «The Nod» через почти индустриальную структуру ритма в «Wild Wind» до безжалостно мутирующего техно «Shiverman» в нечто присвинговывающее с безудержным порывом духовых. Естественно, что ямайское солнце не покидает музыку даже в самые трудные моменты, и добрая теплота исходит от всех песен без исключения. Стоит, правда, признать, что природа этой теплоты далеко не всегда ямайская, хоть и большая часть пластинки — это гибридный дэнсхолл. К примеру, в одной из самых красивых песен альбома — «Boondigga» — за теплоту отвечает все-такисоул-вокал и тонкое попадание вокальной мелодии в инструментальную. От этой песни вообще веет непринужденностью, деликатностью и легкостью, столь свойственными гениальным вещам. Пожалуй, единственное полноценное регги — «The Raft» — и то звучит, как продукт немецких электронщиков. Простой ритм и качающаяся мелодия пронизаны технологичными звуками, которые не в состоянии скрыть свою инородность. Кстати, проект из Новой Зеландии. Возможно, поэтому у товарищей нет никакого пиетета перед жанрами, которые с такой наивностью пущены в оборот. В качестве хоть какого-нибудь ориентира могу привести разве что Boozoo Bajou.

Mo’Horizons. And The Banana Soundsystem
2011/Agogo

Mo' HorizonsBanana Boogie — как состояние души! Ну не верил я, что после четырех пусть и качественных, но стандартных номерных альбомов под общей вывеской funky-world Mo’Horizons смогут вырваться на новую высоту, смогут удивить. Смогли. Целый карнавал вокалистов заставляет переливаться фанковый грув всеми (преимущественно латинскими) цветами радуги. Бог с ними, с бананами, на этой пластинке прямо-таки ананасовый сок течет с мелодий, музыка сочится жизнью, свежестью, счастьем. При этом песни получаются невероятно стильными — будто сопровождение к бразильскому Джеймсу Бонду. Сальса, босса, самба, буги, итальянские и балканские мотивы, Мексика и Сенегал — этот интернациональный карнавал удивительно гармонично вплетен в электронный грув. Бит как бы играет в прятки с латинскими ритмами или гитарными аккордами, и моменты радости — как они друг друга находят — добавляют музыке сумасшедшую динамику.

В отдельный абзац хочется выделить: пародийное тропическое буги «Banana Boogie»; смачный латино-фанк «Make It Real» с девушкой по имени Lea у микрофона; солнечный пляжный драм-н-басс «Free And Easy» с улыбающимися духовыми; зажигательный фанки-брэйкс «Back To Melbourne» и саму романтичность в гитарном переборе «Around Ya». Мало что сможет согреть вас зимой, как эта пластинка.

Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов исполнителей и рекорд-лейблов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]